РАМТ и театр им. Пушкина открыли сезон премьерами на малых сценах
А точнее, даже не на сценах, а в залах без сцен: РАМТ – в Черной комнате, а театр им. Пушкина – в филиале.
Всегда интересно размышлять о том, почему именно вот эта пьеса, а не другая поставлены в театре. Выбор объясняется форматом сцены, молодыми актерами, которым надо показать себя в новом амплуа, предложением режиссера, увлеченного каким-то жанром, например, музыкальной комедией, начинающего драматурга с пьесой, победившей на конкурсе. И все-таки множество доводов, сведенных вместе, не дают ответ на вопрос, почему этой осенью сразу два столичных театра представили спектакли на одну и ту же тему – «легко ли быть молодым».
В Черной комнате РАМТ поставили «Фото Topless» о современных подростках, а в филиале театра им. Пушкина «Сделано в СССР» – об их сверстниках из 80-х. Спектакли разные по форме и содержанию, но сходные по сути, поскольку каждый рассказывает о времени, «породившем» именно таких «детей».
Прошлое лучше протанцевать
Искрометному, яркому, легкому, почти воздушному спектаклю режиссера Алексея Золотовицкого немного тесно в маленьком зале. И не исключено, что через некоторое время он освоит большую сцену. В основе постановки – роман Игоря Гатина «Однажды в СССР». В Москве 80-х знакомятся три иногородних абитуриента экономического факультета МГУ. Кто-то становится студентом, кто-то нет. Но после экзаменов всех юношей перетирают жернова столичной жизни, превращая каждого в более или менее конечный продукт. И молодым людям ничего другого не остается, как встать в уготованную им шеренгу и маршировать дальше по судьбе, следуя законам группы, в которой оказались. Бытие определяет сознание: хочешь жить красиво, крутись, вертись, приспосабливайся, рискуй. И благодари Бога, что не обделил способностями, позволяющими это делать.
А разве мы сегодня живем иначе?! Да, точно также! Стало быть, ничего сверх ужасного в последней четверти ХХ века в СССР не происходило. И сейчас, и тогда молодые люди жили по законам возраста и мало думали об эпохе: искали себя, влюблялись, разбегались, зарабатывали, пели и пили, танцевали. И не надо драматизировать. Давайте лучше веселиться. В конце концов, нам советовали смеяться, расставаясь прошлым, иначе оно никогда не отпустит.
В спектакле много музыки и песен 80-х. Алексей Золотовицкий предлагает протанцевать прошлое. По словам художественного руководителя театра им. Пушкина Евгения Писарева: «Спектакль представляет собой музыкальную комедийную фантазию, не претендующую на документальность. Это игра с советскими мифами, озорной взгляд современного человека на жизнь молодых людей середины 80-х годов». В спектакле заняты Александр Дмитриев (Олег), Сергей Кудряшов (Роман), Николай Кисличенко (Валерий), Екатерина Рогачкова (Людмила), Анна Кармакова (Лайма) и другие артисты.
Постановка, скроена по тем же лекалам, что и фильм «Москва слезам не верит», точнее, его первая часть, когда у героинь все впереди, все игра. Во второй серии кино игра заканчивается, и у каждой начинается своя взрослая жизнь, которую уже не перепишешь, ну разве что кривая вывезет. А история героев спектакля «Сделано в СССР» вместилась в одно действие. И обрывается, когда что-то совсем не веселое вроде бы маячит на горизонте, но нет – тучи улетают и снова весело.
Не выключайте мобильный!
В Черной комнате РАМТ показали «Фото Topless». Спектакль поставлен по одноименной пьесе Натальи Блок, участвовавшей в Международном драматургическом конкурсе «Ремарка». Узнав о пьесе во время ее читки, художественный руководитель театра Алексей Бородин предложил режиссеру Олегу Липовецкому «довести материал до ума», то есть до спектакля.
«Почему бы подростковой драме не быть в молодежном театре, – рассуждает Олег Липовецкий. – Пьеса пришлась нам в пору. У нее позитивный финал, она написана современным языком, практически на подростковом сленге. И мы предполагаем, что тинейджеры, которые придут смотреть спектакль, еще что-то добавят в речь героев».
Семь действующих лиц на условной сцене, 30 человек в зрительном зале. Телефоны отключать не только не попросили, более того, посоветовали их не убирать, чтобы чекиниться, снимать селфи, делать репосты. И все потому, что мобильный из вещи, обычно мешающей актерам играть, а зрителям – сопереживать, в этом спектакле превращается в полноценного участника событий.
В начале спектакля актеры, у каждого в руках мобильный, усаживаются в ряд лицом к зрителям, называют имена своих героев и просят отвечать на вопросы, которые они будут задавать по ходу дела. Четвертой стены не просто нет, ее отсутствие нарочито подчеркнуто. И зрителя приглашают к участию в очень серьезной истории, случившей в одной отдельно взятой школе.
«Мы с самого начала договорились, что актеры не будут играть подростков, – объясняет Олег Липовецкий, – они просто рассказывают историю про подростков». Артем (Алексей Веселкин-мл.) посылает однокласснице Кире (Людмила Пивоварова) месседж с предложением встретиться и тут же сообщает об этом друзьям. А Кира, получив, приглашение, советуется с подругами, что ответить. И дальше в том же ключе. Влюбленные не только не скрывают свои отношения, а, наоборот, обсуждают их с друзьями очень подробно. В результате Артем поддается на провокацию приятеля и открывает ящик Пандоры.
В спектакле также заняты Анна Тараторкина (Юля), Прохор Чеховской (саша), Полина Лашкевич (Света), Георгий Гайдучик (Коля), Виктория Тиханская (Оля). И все по-разному входили в роли. Алексей Веселкин-мл. говорит, что сыграл самого себя, каким был 15 лет назад: «Мы правда не постили фото, но общались смсками, поэтому наши отношения были более закрытыми, и нам было не так страшно». А вот, Людмила Пивоварова другого мнения: «Для меня такое поведение вообще непостижимо. Роль далась сложно. Я вообще не знала, что можно жить только тем, что бесконечно тыкать пальцами в клавиатуру. И мой образ еще нужно наполнить жизнью, им надо пожить, проболеть».
Наталья Блок написала пьесу про тинейджеров, живущих в соцсетях. Факт общеизвестный и порицаемый. Но по ходу действия выясняется, что социальная сеть – это не всегда безусловное зло, есть в ней и позитивная составляющая. И чтобы обнаружить ее, надо понять, что побуждает героев на жизнь на показ. Бесконечные посты и лайки – это, похоже, новый способ заявить о себе, высказаться, гарантия быть услышанным и получить поддержку.
Очень лаконичная форма подачи материала, минимум декорации и удивительно органичная игра актеров делают спектакль похожим на небольшой пост, который хочется откомментить, лайкнуть и переслать знакомым для того, чтобы и они сделали тоже самое.
Людмила Привизенцева