Таджикистан и Узбекистан избавляются от мин на границе
Таджикистан и Узбекистан приступили к разминированию общей границы. В качестве стартового участка выбран отрезок между городами Пенджикент и Самарканд. Полностью очистить территорию от мин планируется к концу 2019 года. С одной стороны это улучшит имидж Узбекистана, с другой – Ташкент будет вынужден укрепить систему безопасности своей страны. Рахмона и Мирзиёева предложили на Нобелевскую премию за укрепление добросоедства.
Начальник пресс-центра пограничных войск Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) Таджикистана подполковник Мухаммад Улугходжаев сообщил журналистам, что узбекские саперы при участии таджикских коллег приступили к разминированию своей части приграничных зон. «Группа, в которую вошли представители спецслужб и военных обеих стран, ознакомилась с картой заминированных участков границы, предоставленной Ташкентом», – сказал Улугходжаев. Однако специфику предстоящей работы, а также детальный план заминированных участков он раскрывать не стал.
Мины на таджикско-узбекской границе были установлены в одностороннем порядке с узбекской стороны в 1999–2000 годах для защиты от проникновения террористических групп. Боевики Исламского движения Узбекистана из Афганистана дважды пытались прорваться в Ферганскую долину через Таджикистан и Киргизию. Ташкент призывал таджикские власти убрать боевиков со своей территории, но этого не происходило. В результате были закрыты границы и введен визовый режим. Позднее Узбекистан объяснял нежелание убрать мины тем, что через границу проходит так называемый северный маршрут доставки наркотиков.
Для Таджикистана минный вопрос на протяжении двух десятилетий оставался наиболее актуальным. Поскольку по данным таджикской стороны за это время при подрыве на минах погибли 374 человека, еще 485 получили ранения. Таджикские военные предпринимали попытки разминировать некоторые участки самостоятельно, но не всегда удачно. Двое военнослужащих погибли, более 20 саперов получили ранения. Ситуация усугублялась тем, что общая граница оставалась не демаркированной, а таджикская сторона не имела данных, где были заложены мины. Полностью разминировать таджикско-узбекскую территорию планируется к концу 2019 года. Это предусмотрено совместным заявлением президентов двух стран Шавката Мирзияева и Эмомали Рахмона об укреплении дружбы и добрососедства, сделанным по итогам переговоров глав государств в Душанбе.
Таджикистан и Узбекистан окончательно уладили многолетние разногласия, и вышли на путь сотрудничества и конструктивного диалога. Среди самых значимых соглашений между двумя республиками: отмена визового режима, открытие авиа, железнодорожного и автобусного сообщений, сотрудничество в сфере экономики. Для узбеков Таджикистана, а их в республике 926 тысяч, особенно ценно, поскольку многие семьи, разделенные границей, смогли встретиться только 20 лет. На радостях общество узбеков Таджикистана начало кампанию по сбору подписей в поддержку кандидатур президента Таджикистана Эмомали Рахмона и его узбекского коллеги Шавката Мирзиёева на соискание Нобелевской премии мира в следующем году.
Директор Центра исследовательских инициатив «Ma’no» Бахтиёр Эргашев, сказал «ZN», что сближение двух стран несет как выгоды и преимущества, так и риски и угрозы. «Отмена визового режима, открытие новых путей и маршрутов между странами – это прорыв с точки зрения гуманитарного сотрудничества. Но у каждой медали есть две стороны. Что делать, если начнется экспорт не только электроэнергии, но и наркотиков? Известно, что Таджикистан является главным пунктом их переброски из Афганистана в страны СНГ и далее в Европу. А ведь на данный момент для граждан обеих стран открыто свыше 10 пропускных пунктов, что создает благоприятную почву для наркоторговли. Кроме этого, в Таджикистане наблюдается серьезное усиление салафитской пропаганды. И когда эти радикальные элементы начнут, пользуясь безвизовым режимом, активно «заезжать» в Узбекистан, как их будут отслеживать?», – задался вопросом эксперт.
Научный сотрудник Центра изучения Кавказа, Центральной Азии и Поволжья Института востоковедения РАН Александр Воробьев считает, что вопрос разминирования границы между Таджикистаном и Узбекистаном имеет несколько аспектов. «Первый аспект – политический. Мины на границе – символ плохих отношений. То, что их убирают – это позитивный политический сигнал, который будет иметь плюсы, а также имиджевую выгоду. Разминирование исключит трагические случаи на границе, когда на минах подрывались люди. Заминированными, по большей части, являются труднодоступные горные участки границы, но такие случаи все же были. Это – тоже большой плюс. Однако есть третий аспект – безопасность территории Узбекистана», – сказал «ZN» Воробьев. По мнению эксперта, разминирование объективно делает труднодоступные горные участки границы двух стран более доступными для незаконного проникновения: переброска наркотиков, оружия, незаконное проникновение на территорию страны. И эту проблему нужно будет решать. Властям Узбекистана нужно будет обеспечить более современную, надежную и безопасную систему защиты рубежей в труднодоступных участках. От этого зависит безопасность страны. Насколько это удастся сделать – покажет будущее.