Год под знаком выборов: основные события в Центральной Азии

2015 год стал непростым испытанием для всех стран Центральной Азии. Падение цен на нефть, девальвация национальных валют, проблемы банков второго уровня – все эти негативные факторы неизбежно должны были оказать влияние на настроения в обществе и, следовательно, привести к появлению серьезных рисков в политической сфере стран региона. Однако негативные прогнозы в целом не оправдались.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) 1 января 2016 года отметил свою первую годовщину. Несмотря на то, что первый год работы ЕАЭС был признан неэффективным, кризисным, альянс все же выстоял. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предупредил, что 2016 год, будет таким же сложным, но заверил, что Астана приложит максимум усилий для того, чтобы ЕАЭС развивался и работал успешно. Он пообещал за счет торговли с Китаем усилить интеграционное объединение. Эксперты не исключают, что ЕАЭС в наступившем 2016 году может расшириться за счет вступления других стран региона. "Таджикистан в течение года может войти, хотя и маловероятно. Если такое и случится, для России это будет недешевой акцией политического пиара, для Таджикистана – одним из источников получения внешних преференций за демонстрацию лояльности", – сказал "ВК" эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев.

В целом минувший год для Центральной Азии прошел под знаком выборов в высшие органы власти. 2 марта состоялись парламентские выборы в Таджикистане. 29 марта президентские выборы в Узбекистане, а 26 апреля досрочные выборы президента Казахстана. Все они имели внутри и внешнеполитические последствия.

В Таджикистане впервые в новейшей истории республики в парламент не прошла оппозиция – Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) и Коммунистическая партия набрали чуть более 1%, что, как утверждают наблюдатели, не соответствует действительности. Обе партии имеют до 40 тысяч только постоянных членов и несколько десятков тысяч сторонников. Наблюдатели утверждают, что власть реализовала программу по созданию общества без оппонентов. Лидер ПИВТ Мухиддин Кабири из-за угроз и давления вынужден был искать убежище за рубежом.

Этот вывод подтверждают последующие события, когда в сентябре в результате спецоперации был уничтожен замминистра обороны генерал Абдулхалим Назарзода, который, якобы устроил вооруженный мятеж с целью захватить власть. Его обвинили в связях с ПИВТ. После чего десятки активистов ПИВТ были арестованы, многие ушли в подполье, сама партия объявлена "террористической". А президенту Эмомали Рахмону был присвоен титул "Лидера нации" – за установление мира и согласия в республике. Этот титул дает право оставаться ему самым влиятельным человеком страны, играть доминирующую роль в определении внутренней и внешней политики страны и после прекращения полномочий президента страны. Эксперты считают, что сложная экономическая ситуация минувшего года в будущем году сохранится. Доходы от денежных переводов трудовых мигрантов и продажи алюминия сокращаются. "Не думаю, что набор возможных в новом году противоречий принесет какие-то новшества. Это проблемы погранично-территориального характера, проблемы водно-энергетической сферы и использования трансграничных коммуникаций. Латентно продолжают существовать и этнорелигиозные проблемы, кстати, их обострения в ряде мест я бы исключать не стал", – отметил Князев.

Выборы президента Узбекистана изначально не содержали интриги и связаны были исключительно с необходимостью продления полномочий Ислама Каримова в соответствии с республиканским законодательством. Рассматривать варианты о "посткаримовском" периоде пока не представляется возможным, поскольку официальный Ташкент никогда не рассматривал варианта приемника. Если случится неизбежное, то будущий глава государства будет определен в ходе закрытых переговоров клановых элит. Князев отметил, что сильная роль государства как регулятора и довольно диверсифицированный характер экономики позволяют маневрировать ресурсами. "Внешнеполитическая модель поведения Ташкента не привязывает его внешнеэкономические связи к какому-то одному центру силы в международной политике, что, в свою очередь, позволяет находить и новые инвестиционные возможности", – считает Александр Князев.

В Казахстане, с правовой точки зрения необходимости проводить досрочные выборы не было. Предыдущие выборы главы государства состоялись в апреле 2011 года и должны были повториться лишь в 2016-ом. Очередная победа действующего президента, пользующегося высоким авторитетом как внутри страны, так и на международной арене, ни у кого сомнений не вызывает. Назарбаеву победой на внеочередных выборах удалось стабилизировать внутриполитическую ситуацию в условиях очередного экономического кризиса и начать реализацию предложенных им программ – "Нурлы жол" (Светлый путь) и План нации "Пять институциональных реформ". "Ак Орде удалось сохранить прочный контроль над ситуацией в стране, во многом, благодаря тому, что многие решения в политической, экономической и социальной сфере принимались на "упреждение". Власти, в частности, объявили о переходе к комплексным институциональным реформам, приняли масштабную антикризисную программу, провели реформу государственной службы", – сказала "ВК" директор политологического центра Север-Юг Юлия Якушева.

Кроме того, были завершены несколько громких антикоррупционных процессов над бывшими топ-чиновниками. По итогам одного из них экс-премьер Серик Ахметов получил беспрецедентно суровый приговор. И это, очевидно, был показательный шаг, который должен был продемонстрировать готовность казахстанской элиты пойти в самоочищении до конца.

"Фактор Назарбаева по-прежнему является определяющим, в том числе и в плане определения горизонта стратегического планирования для национальной элиты. В тоже время, внутри казахстанской элиты происходит процесс постепенной смены поколений. Появление во главе южной столицы "болашаковца" – Бауржана Байбека стало своеобразным маркером для ближнего круга Нурсултана Назарбаева – все более значимые позиции постепенно занимают политики в возрасте 30-40 лет", – отметила Якушева. Таким образом, институциональные и кадровые реформы сверху по-прежнему являются главным трендом казахстанской политики. В отсутствие реальной оппозиции, главной угрозой стабильности в стране могут стать либо нарастание стихийных форм социального протеста в регионах, либо усиление радикального ислама. Многое будет зависеть от глубины и степени продолжительности кризисных явлений в экономике. В этом плане ситуация в Казахстане исключительно похожа на тенденции политической жизни в России.

Парламентские выборы в Киргизии стали раздражителем для стран-соседей, поскольку продемонстрировали реальную конкуренцию. "Киргизия идет по пути построения демократии западного образца без включения всевозможных механизмов переоценки демократии с национальной спецификой, "суверенной" демократии", – охарактеризовал "ВК" киргизский политолог, экономист Кубат Рахимов. По его словам, Киргизии предстоит совершить разворот с экономики реэкспортной на экономику индустриально-аграрно-сервисную. Предстоит пережить перераспределение сфер влияния, полагает эксперт.

Важным шагом стал выход Киргизии из соглашений с Россией о строительстве крупных гидроэнергетических проектов – Камбар-Аты-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС. Как отметил президент Алмазбек Атамбаев, республика самостоятельно будет искать инвестора на реализацию этих проектов. При этом ожидать изменений в отношениях с Россией не стоит. Москва по-прежнему дает деньги, и дает щедро. Еще в мае 2014 года был создан российско-киргизский фонд, через который идет финансирование республики. Уставный капитал фонда – 500 млн долларов. Финансирование будет осуществляться на условиях срочности, возвратности и платности. В 2014 году Россия уже внесла первые 100 млн дол., в 2015 году второй транш в 250 млн дол., а в 2016-ом – третий в 150 млн долларов.

В будущем году Киргизия совместно с Китаем намерена начать строительство железной дороги протяженностью 215 км. Эта магистраль станет частью регионального проекта "Китай – Кыргызстан – Таджикистан – Афганистан – Иран". Стоимость проекта станет известна после утверждения технико-экономического обоснования.

"Президенту Туркмении Гурбангулы Бердымухамедову удалось к концу 2015 года ликвидировать все те несуразности во внутренний и внешней политической жизни, которые оставил ему в наследство Туркменбаши (первый президент Сапармурат Ниязов – "ВК") за свое 15 летнее правление в независимом Туркменистане", – сказал "ВК" ведущий научный сотрудник Института Востоковедения РАН Шохрат Кадыров. Другой характерной чертой является стабильное развитие страны, динамика интенсивности событий в стране развивается без каких-либо резких колебаний. "Однако не будем забывать, что осуществленный косметический ремонт в туркменском государстве не требовал каких-то особых усилий, все проведенные мероприятия давно назрели и были поддержаны обществом", – считает Кадыров. В будущем году, по прогнозу эксперта, в стране стоит ожидать "активность снизу и соответствующую реакцию сверху". "Так что Туркменистан ждут большие перемены, во всяком случае, никакой застой в работе президента не в состоянии остановить движение страны к прогрессу", – заключил Кадыров.

Что же касается экономической ситуации, то она тяжелая. "Около 90% ее экспортных денежных поступлений сегодня приходятся на газовый экспорт, в котором доминирует Китай. Помимо добычи природного газа и сервисных предприятий газодобычи об экономике в этой республике говорить вообще трудно, все остальные сектора сведены к недопустимому минимуму, а уж ситуация в социальной сфере просто критическая. Каких-то программ выхода из кризиса не просматривается", – считает Александр Князев.

Главным трендом на 2016 год станет борьба с международным терроризмом и религиозным терроризмом. Ситуация в Афганистане ухудшается. В страну проникают боевики с Ближнего Востока. Афганские власти говорят о захвате боевиками "Исламского государства" запрещенного в России и ряде других стран, нескольких провинций. К ним примыкают разрозненные группы Аль-Каиды, "Талибан" и Исламского движения Узбекистана. Это в свою очередь несет опасность переноса конфликта в Центральную Азию, к границам Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, на территории которых ДАИШ планирует создать вилаят Хорасан.