Верблюжьи бои по-турецки

 

Во современном мире, когда о корриде теперь можно узнать только из рассказов родителей, и любое появление животных в состязательном контексте вытесняется в маргинальность, есть место, где сталкивают, пожалуй, самых флегматичных представителей фауны. Сообщает AFP

 

Они встают лицом к лицу. Как заправские гладиаторы, оценивают противника и бросаются друг на друга вперед головой. Их длинные мохнатые шеи переплетаются под шум азартной толпы. На песчаной арене в сельском городе Сельчук, что на крайнем западе Турции (ил Измир), 124 верблюда ждут своей очереди чтобы сойтись один на один в коротких схватках. Верблюжьи бои – древняя традиция, у которой до сих пор множество ценителей. Особенно среди владельцев верблюдов…

Стадион расположен в нескольких минутах ходьбы от побережья Эгейского моря. Вокруг арены – сотни столов с разнообразной снедью и более двух тысяч зрителей, которые едят, громко поддерживая своих фаворитов и освистывая погонщиков, слишком вмешивающихся в верблюжьи разборки.

Правила незамысловатые. Каждое животное стремится укусить своего визави за ногу и вывести его из равновесия. Вся схватка длится не более нескольких минут, до тех пор, пока один из верблюдов не повернется спиной к противнику или не обратится в бегство.

У моего отца и деды были верблюды, это традиция, завещанная предками. А вот у меня нет, к сожалению. Но я прихожу сюда и не пропускаю ни одного боя», – рассказывает Абдулла Альтинтас, он пришел на представление со своей женой Нильгун.  

 

Культура разведение верблюдов в Турции восходит к племени юрюков, кочевой народности, в XI веке пришедшей в Анатолию (Малая Азия) в составе массового переселения других тюркских племен. Однако, согласно Девриму Эртюрку, социологу из университета «9 сентября», самые первые официально зарегистрированные верблюжьи бои состоялись только в 1830-х гг.  

Во кочевые времена верблюдов использовали в качестве торгового транспорта, особенно между западными портами и турецкой глубинкой. «Погонщики и владельцы в какой-то момент стали организовывать схватки своих зверей в так называемых «ханахах» (караван-сараях) – местах стоянок», – объясняет Эртюрк, сам владелец верблюдов. В его «команде» есть молодой 2-летний самец, который «готовится» к борцовской карьере.

На текущий сезон по всему эгейскому побережью от Чанаккале до Антальи запланировано около 90 боев – с декабря 2018-го до марта 19-го. Этот период как раз попадает на сезон верблюжьих свадеб и наиболее высокой туристической активности. В то же время на зимние месяцы приостанавливается сельскохозяйственная деятельность, в которой задействовано большинство турецкого населения.

 

Наследие

Организации, защищающие права животных, не перестают бить тревогу, требуя запрещения жестоких боев. Но местные любители утверждают, что организаторы делают все для безопасности животных. В частности, им перевязывают пасти веревкой – во избежание слишком широкого их открытия и глубоких укусов… «Для владельца верблюда его зверь имеет очень большую ценность. Они сделают все, чтоб им не навредить», – уверен Эртюрк. «Многие дают своим верблюдам имена детей. Например, мой папа назвал одного верблюда Девримом – в мою честь».

Фестиваль в Сельчуке – один из самых масштабных в своём роде – проходит ежегодно в третий январский уик-энд. В первый день некоторые водят своих бойцов по городу. На глазах у жителей и приезжих верблюды дефилируют по рынкам, улицам и площадям, украшенные разноцветными попонами, гирляндами и турецкими флагами. Затем жюри выбирает самого красивого верблюда.

«Культура верблюдов постепенно исчезает. Но мы хотим сохранить её чуть дольше», - говорит мэр города Дахи Зейнел Бакичи. Помимо боев в Сельчуке проходит международная конференция, посвященная этим животным, которую в последний раз посетили сотни участников. По словам мэра, их цель – увековечить «верблюжьи» традиции, в том числе и бои, и вписать их в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Схватка

Ночь перед схваткой верблюд по кличке Кара Эльмас (Черный бриллиант) провел в темном сарае. Его хозяин Эрол Билджин уверен, что все будет хорошо. «Мы прибыли из далека, и вчера он был немного взволнован. Но тут он смог отдохнуть перед боем. Он знает, что его ожидает».

Вокруг арены публика бродит между верблюдами и лотками с сосисками и сэндвичами-грилль. На последних сертификаты: «100% верблюжье мясо». Зрители, в подавляющем большинстве мужчины, отдыхают за своими столиками, часто с рюмкой ракии. Перед самым началом схваток многоголосно звучат несколько стихов из Корана.

Многие поединки верблюдов заканчиваются вничью. Не в пример бойцовским петухам верблюды – более мирные звери. Как правило хозяевам приходится всячески подталкивать и стимулировать агрессию своих подопечных. Так, схватка частенько переходит в поединок хозяев, пока не вмешаются представители правопорядка.    

Звучный голос объявляет: «Черный бриллиант!». Билджин и его верблюд выходят на песчаную арену. Соперники встают «в стойку» и бросаются друг на друга, несколько раз роняют друг друга на передние колени, но ни один не уступает. «Ничья!». Верблюды увидены, Билджин счастлив. «Я так тронут. Он был великолепен! Он превзошел все мои ожидания! Я горжусь им», - кричит он, поглаживая равнодушно-грустную морду своего героя.

 

 

фото: AFP / Bulent Kilic