Ирина Гехт: "Инфраструктура горнолыжных курортов Челябинской области соответствует европейским стандартам"

Гость программы «Трибуна» заместитель председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, сенатор от Челябинской области Ирина Гехт. Продолжение. Начало см. "Ирина Гехт: "Производители контрафакта зашли так далеко, без вмешательства силовых структур с ними не справиться""

- Ирина Альфредовна, в верхней палате российского парламента вы представляете Челябинскую область – один из флагманов и первопроходцев в атомной отрасли. Именно благодаря труду людей, производственного объединения "Маяк", в частности, страна получила возможность иметь ядерное вооружение и тем самым создать паритет с Соединенными Штатами в том далеком 1949 году. Есть проблемы, связанные как раз с тем периодом времени, когда только зарождалась атомная отрасль. Недавно с карты Челябинской области исчезла акватория озера Карачай. Не могли бы вы рассказать подробнее вот про это событие?

- Благодаря ПО "Маяк" мы на самом деле тогда заняли очень важные геостратегические, геополитические позиции в мире. Но тогда мы совершили много ошибок вследствие незнания, ведь это всё было впервые. Нам хотелось бы, чтобы вклад в развитие страны был оценен в виде отдельного закона по социальной защите граждан, которые жили на тех территориях, работали на производственном объединении.

В начале 1950-х годов отходы сбрасывались в реку Теча. Когда стало понятно, что этого нельзя делать, появилось озеро Карачай, куда сбрасывались те отходы, которые нельзя было утилизировать. Ситуация была озвучена только после того, как случилась авария на Чернобыльской АЭС, и тогда наши граждане стали делать отсылочные категории к чернобыльскому закону. Это на самом деле для многих, особенно для пожилых людей, крик души. Отдельный закон, о котором мы много лет говорим, это дань тому трудовому подвигу, который был совершен в те годы. В озеро Карачай с 1951 года начали сбрасываться радиоактивные отходы, и существовала угроза того, что произойдет заражение подземных вод либо в случае каких-то метеоусловий, смерча может произойти его разнос. Такое случилось на самом деле в 1967 году, когда были безводные годы, маловодье, и со дна озера Карачай на определенном участке произошел разнос радиоактивных отходов, который получил название "восточно-уральского радиоактивного следа".

Граждане, которые попали в поле его действия, до сих пор не подпадают под социальную защиту и вынуждены доказывать факты своего проживания там через судебные инстанции. С 1986 года началось поэтапное закрытие этого озера, и 26 ноября этого года произошло историческое событие – консервация озера Карачай и ряда вспомогательных сооружений и коммуникаций. Водоем был полностью закрыт скальным грунтом и бетонными блоками. Сейчас в планах создать несколько гидроизоляционных слоев, чтобы это все не ушло в подземные воды.

С карты области исчезла точка, которая была местом такого напряженного общественного мнения и экологической ситуации. Там всегда кипели страсти о недобросовестных экологических организациях, которые рассказывали о страшных картинах, которые могут произойти. Это не произошло, благодаря технологиям, которые есть в Росатоме. Кроме того, туда было вложено  порядка 17 млрд рублей за счет федеральной программы. Корпорация Росатом достаточно ответственно подходит к своему производству, решая, в том числе, и экологические проблемы, которые подспудно возникают.

Хотелось бы, чтобы другие предприятия так же были ответственны в отношении тех выбросов, в отношении тех последствий, которые их производство приносит.

- Насколько это было опасно?

- Критическая ситуация была в 2000-м, когда были многоводные периоды, озеро оказалось на грани заполнения. Возникла вероятность того, что воды могут уйти за границы озера. Тогда Росатом искал пути выхода из ситуации, появились и заграждения, и гидроизоляционные сооружения. Ни разу ситуация не выходила из-под контроля после 1967 года.

Уже в 1967 году были приняты меры контроля за уровнем воды, недопущения обмельчания. Эти работы велись постоянно. Поэтапно засыпали эту топь. Ведь это уже не озеро было в последние годы, а болотце. В итоге ситуация была разрешена безболезненно для экологии региона.

- Челябинская область известна не только своим атомным производством. Это необычайно красивый регион. Леса, горы, местные промыслы, радушное местное население. Что интересного может предложить Челябинская область туристам?

- Новогодние каникулы - время катания на лыжах, и Челябинская область сегодня вполне может конкурировать с европейскими горнолыжными курортами в части и трасс, и инфраструктуры. Сегодня у нас три крупных горнолыжных центра.

В районе города Миасс - "Солнечная долина" - самый современный горнолыжный курорт с точки зрения инфраструктуры, гостиничного комплекса, коттеджных поселков. Туда можно приехать покататься на лыжах, отдохнуть, насладиться видами удивительной горы Таганай. Эту зиму обещают теплой, думаю, что новогодние каникулы провести там будет здорово.

Есть еще горнолыжный курорт Завьялиха, там у нас даже есть кресельные подъемники, современнейшее оборудование. Это более высокая гора, более крутые трассы. Там тоже есть вся инфраструктура для того, чтобы провести там отдых и покататься на лыжах.

А в районе Магнитогорска работает известный курорт Абзаково, по горам которого неоднократно съезжал президент. Там все есть для того, чтобы отдохнуть и покататься на лыжах. Если вы не определились с отдыхом, стоит зайти в интернет, посмотреть, и, думаю, что наши горы точно не хуже европейских, на которые все традиционно и ездят. Мы всех приглашаем, и я думаю, что люди не пожалеют о том времени, которое проведут в Челябинской области.

В Абазаково проходила студенческая олимпиада по зимним видам спорта; в "Солнечной долине" - чемпионат Европы по скейтбордингу. По зимним видам спорта вся инфраструктура адаптирована к европейским мероприятиям. Федеральные деньги вкладывались в создание и трасс, и инфраструктуры для того, чтобы проводить там соревнования международного уровня. Челябинская область подала заявку на проведение саммита ШОС в 2020 году. Заявка сейчас рассматривается, это говорит о том, что, на самом деле, наша инфраструктура соответствует европейским стандартам.