Вагиф Мустафа-заде. Вечер памяти в стиле джаз
10 марта в джаз-клубе Игоря Бутмана состоялся вечер памяти, посвященный юбилею классика азербайджанского джаза Вагифа Мустафа-заде.
1979-й год, Международный конкурс джазовой композиции в Монако. Вагифу Мустафа-заде присудили первую премию, вручив награду – статуэтку белого рояля. Но сам музыкант о своём триумфе узнать не успел: он скончался от сердечного приступа, в Ташкенте, прямо на сцене, во время исполнения композиции «В ожидании Азизы». В этом году, 16 марта Вагифу бы исполнилось 79 лет. Его творческая карьера и жизнь оборвались внезапно, но за свою жизнь Вагиф успел стать настоящей легендой не только в Азербайджанской ССР и во всем Союзе, но и далеко за его пределами.
В истории советского джаза Мустафа-заде – фигура знаковая. Именно он стал первым джазменом, удостоившимся звания "заслуженного артиста". Победитель множества национальных и всесоюзных конкурсов (лауреат фестивалей «Таллин-66», «Таллин-67», бакинского фестиваля «Джаз-69», Всесоюзного джазового фестиваля в Донецке в 1977 году, джазового фестиваля «Тбилиси-78»), он был создателем нескольких музыкальных команд, с которыми успешно гастролировал: «Кавказ», «Лейли», «Севиль» и «Мугам».
Вагиф стал создателем уникального джазового направления – азербайджанского джаз-мугама. В качестве композитора сочинял и симфоническую, и камерную музыку. Одному из организаторов концерта – знаменитому российскому саксофонисту Игорю Бутману не раз доводилось играть вместе с Вагифом на одной сцене: «У него было чувство юмора, великолепное знание джаза, великолепное знание традиций. Он был оригинален в своих азербайджанских мугамах. Все это так органично вплетал, что я просто улетал в свои фантазии».
В концерте на Таганке приняли участие многие исполнители из разных городов: из Бухареста, Баку, Санкт-Петербурга. Среди них – Исфар Сарабский и Айсель Мамедова. Отдавая дань памяти яркому музыканту, они играли как международные шлягеры, так и собственные композиции. Ансамбль Игоря Бутмана открыл музыкальную часть вечера. «Джаз родился в Америке, уже на стыке культур – африканской, европейской. Музыка – искусство интернациональное, даже если оно национальное. Оно сближает людей, дает радость, эмоции, дает момент переживания, момент отвлечения от насущных проблем, которые ничто по сравнению с великими произведениями искусства. Мы вообще все интернациональны. Когда мы родились, где мы родились, кто наши предки – это еще большой вопрос. Но, с другой стороны, есть идентичность, есть национальность, есть народность, есть своя культура, есть свои традиции», – сказал маэстро Бутман.
Азербайджанский мугам – одна из основных разновидностей национальной классической музыки. Как и джаз, он включает в себя импровизацию. Поэтому синтез этих двух направлений в творчестве Вагифа Мустафа-заде не случайно. Как считает Игорь Бутман, джаз – явление наиболее пластичное, все время обогащаемое извне – теми или иными ладами и гармониями: «Индия, Китай, подарили пентатонику. Азербайджан подарил восточные фригийские лады. Африканцы добавили ритм свой. Евреи, молдаване, болгары добавили свои сложные размеры. Для нас это вызов, для музыкантов, перенять какую-то культуру».
фото: Мария Новоселова