"Русская война Пекторалиса" в театре Табакова
В Театре Олега Табакова премьера – «Русская война Пекторалиса». Постановка Сергея Пускепалиса.
Спектакль «Русская война Пекторалиса» начинается и заканчивается на кладбище. А куда еще может привести война?.. Сначала они умерли, а потом рассказали нам свою историю...
Жанр своей новой работы Сергей Пуспекалис определил как анекдот про немца Гуго Карловича Пекторалиса и его железную волю. Рассказывается история три часа, смотрится на одном дыхании, сквозь смех и слезы. Объем работы, проделанной постановочной группой, поражает. Удивление – это, пожалуй, самая главная эмоция, которая появляется в первые же минуты с начала спектакля и не оставляет до самого конца. В этой работе поражает все, и в первую очередь – смелость и категоричность. При этом – ничего личного: как бы говорят создатели спектакля… мол, читайте Лескова, это он все сказал, а мы только повторяем. Тем более что актуальный момент – самый подходящий.
«Я только думал, а он уже написал, причем в 1876 году». Такая мысль появилась у Сергея Пускепалиса, когда он наткнулся на рассказ Николая Лескова «Железная воля». Потом был разговор с Олегом Павловичем Табаковым, который благословил новую работу коротким: «Делай!». Через несколько месяцев Владимир Машков, принимая руководство Табакеркой, не остановил работу над спектаклем. И вот вам – первая большая премьера в Театре Олега Табакова. Про «Матросскую тишину», недавно вернувшуюся на сцену ТОТ, мы, конечно, помним, но ведь есть разница между восстановленным спектаклем, уже вошедшим в историю российского театра, и совсем новым, которому еще только предстоит пройти «зачеты» и «экзамены». Но Пускепалису в Табакерке доверяют, для чего есть основания: 11 лет назад режиссер поставил здесь «Женитьбу Белугина».
«Я бы не политизировал». У большого рассказа Николая Лескова относительно небольшая история. Написав его в 1876 году под впечатлением от судьбы реально приехавшего в Россию немецкого инженера, писатель не то, чтобы забыл о своем произведении, но попридержал его и в 1893 не включил в прижизненное собрание сочинений. Рассказ не входил и в посмертные однотомники избранного. Почему – вопрос интересный, но Сергей Пускепалис убежден, что такие произведения сами выбирают своё время. Час «Железной воли» пробил наступил в 1942 году. В переломный год Великой Отечественной войны рассказ был кем-то извлечен из архива, опубликован и с тех пор неизменно входил в сборники Лескова. В 1995 году по «Железной воле» на сцене театра им. Ермоловой поставили одноименный спектакль (режиссер Герман Энтин), а тремя годами позже появилась телеверсия этой работы. Получается такая цепочка: 1942 – середина 90-х – наше время. Посвященные в историю страны точно увидят между этими периодами явное родство, а у Пускепалиса есть основания для мистических выводов:
«Наступает момент в нашей истории, и «Железная воля» Николая Степанович Лескова помогает людям заново обрести уверенность, силы. Все его творчество связано с точной и честной позицией в отношении нашего народа. Позиция эта уточнялась, но суть ее не менялась никогда и всегда была внятной. Как можно проверить алгеброй гармонию? Как можно поверить точными планами нашу российскую бесконечность? Столкновение культур без понимания об устройстве каждой не принесет никому пользы. Мои ощущения схожи с мыслями Лескова».
«Есть такое правило, ставишь «Железную волю» Лескова, ставь всего Лескова».
«Русская война Пекторалиса» – не инсценировка, а пьеса, написанная специально для Театра Олега Табакова. Только в этом коллективе, по мнению Сергея Пускепалиса, можно было воплотить серьезную задачу, прозу перевести на язык сцены. И сделать это нетривиально, живо, как говорит один из персонажей, «с верою». Технические возможности недавно отремонтированного театра тоже помогли, позволили развернуться фантазии.
Драматург Олег Грисевич вставил в повествование много лесковских текстов: и «Запечатленного ангела», и «Тупейного художника», и «Очарованного странника». Композитор Анатолий Купцов написал музыку, музыкальный редактор Алексей Елкин сделал аранжировки. Сам Пускепалис называет себя командиром, драматурга Олега Грисевича – штурманом, а всех остальных – командой матросов. Буквально из небытия они родили каждого персонажа, поселянина, с которым сталкивался Гуго Карлович. У Лескова только два слова сказано о человеке, обронено, а надо было придумать характер, судьбу. Постоянно что-то менялось и до сих пор работа продолжается. На прогоне для прессы драматург сидел рядом с режиссером и делал пометки, вносились правки.
У Лескова, например, сказано, что музыка «Гайдна», звучавшая для «облагораживания вкуса» поселян, простолюдинам не нравилась и они откровенно жаловались, что «им нет хуже, как эту гадину слушать» … В спектакле вместо гайдновских квартетов звучит рок, который по мнению режиссера, должен вызывать аналогичную реакцию у простого русского человека.
«Всех жалко». Финальную фразу в тексте Лескова произносит рассказчик: «Тем Гуго Карлыч и кончил, и тем он только и помянут, что, впрочем, для меня, который помнил его в иную пору его больших надежд, было даже грустно». В спектакле ее почти один в один, но все-таки с другим «ударением» повторяют две бабы. Она у другой спрашивает:
– А кого это поволокли на кладбище?
– Да немца…
– А, даже и выходить-то не стоило…
– А мне стало как-то и грустно, потому что я помнил его в пору его былых надежд, – заключает рассказчик.
Оставим (явную) идеологическую составляющую «Русской войны» Пускепалиса и его команды без комментариев. Очевидно, не всем придутся по душе и изначальные мотивации и выводы, найдутся и те, кто сделает на них упор. А мы не станем. Дадим высказаться самим участникам спектакля.
«Мы же живем в бермудском треугольнике…»
Заслуженный артист РФ Иван Шибанов, исполнитель заглавной роли:
«Мельничное колесо, стимул всего, что делает Пекторалис, – это гордыня, максимализм, экстремизм, фанатизм. Я убежден, что они-то и есть главные разрушающие демоны. Когда человек как в шорах ничего не видит вокруг себя, а моего героя так воспитали: он всех превосходит, а тем более этих странных русских. Ну разве пройдет такое в стране, где не работают законы физики, где дважды два пять или три. Русский характер нельзя вписать ни в какую табель. Лесков, величайший для меня писатель, вместе с Платоновым и Чеховым, говорит прямым текстом, что мы, русские, тесто сырое, не пропеченное. И не трогайте наших. Гуго мне жалко, как адвокату своей роли. И у зрителей должно возникать это чувство. Пекторалису так и хочется сказать, ну что же ты паренек, ну остановись, ты же погибнешь».
Заслуженный артист РФ Виталий Егоров, исполнитель роли рассказчика Федора Афанасьевича Вочнева.
«Я удивляюсь редким качествам Сергея Пускепалиса: сочетанию интеллигентности и такта в работе с артистами, железной воле и железному же терпению, благодаря которым он ни на шаг не отходил от своей цели. Он задумал и сделал спектакль якобы про железную немецкую волю. Это история не только про Пекторалиса. Когда Лесков забрасывает его в наши леса, и раскручивает сюжет, он это делает и для нас тоже. Мы очень многое узнаем про себя: мы замечательный народ, со сноровкой, с верой, умеем реагировать на провокации, которые нам устраивают. У главного героя много хороших качеств, но он пропускает основное. Не обращает внимание на самобытность и детали, а для нас они важны, а он этого не понимает. А мой герой – странник, собирательный образ, у которого есть возможность посмотреть со стороны. И наверное, это и есть сам Лесков».
Ближайшие спектакли 17 и 29 марта, 7 и 29 апреля.
Людмила Привизенцева