Елизавета Бондарь: «В спектакле создается ощущение сверхреальности происходящего»

 

Режиссер Елизавета Бондарь поставила новый спектакль – работу «Близкие  друзья» в ТЮЗе имени А.А. Брянцева. В основе постановки – повесть современного писателя, обладателя множества литературных премий, Евгения Водолазкина. Елизавета окончила ГИТИС, мастерскую Д.А. Бертмана.  Активно участвует в лабораториях и фестивалях, поставила более 20 спектаклей в театрах России. Работала главным режиссером в Северском музыкальном театре, является режиссером-педагогом в колледже им. Гнесиных.

Елизавета занимается поиском нового художественного языка, работает с современной драматургией и интересуется образом героя нашего времени. Повесть «Близкие друзья» основана на реальных событиях и рассказывает о Первой мировой войне, дружбе трех друзей и удивительной силе духа человека. О сверхреальности спектакля, особенностях музыкальной партитуры и сюжетного построения постановки читайте в материале Елизаветы Ронгинской - специально для ZN.

 

Елизавета, с чем связан ваш интерес к повести Евгения Водолазкина «Близкие друзья»?

Я люблю романы Евгения Германовича. Когда читала роман «Лавр», думала о возможностях его постановки в театре. До сих пор существует проблема инсценировки большой литературы – ставя новую российскую прозу, сложно показать ее во всем объеме. Хрестоматийные романы известны своими сюжетами, и с ними проще работать. В случае работы с современной литературой, несмотря на желание сохранить и донести впечатление от всего романа, приходится выбирать точку зрения, с помощью которой преломляется литературное повествование.

Когда я узнала, что у Евгения Германовича есть повести и пьесы, я обрадовалась. «Близкие друзья» – произведение малой формы, но с большим смысловым объемом. Я воспринимаю эту повесть как фабулу большого романа. Автор использует определенный художественный прием,  с помощью которого рассказывает историю. Самые подробно описываемые события – это детство, война и путешествие героев по России. Все остальное автор просто перечисляет, пролистывая 60 лет жизни человека. Таким образом, автор выделяет самое главное.

Мы с автором инсценировки Юлией Поспеловой оттолкнулись от художественного приема писателя и решили понаблюдать за жизнью людей с 12 до 85 лет. Это большой отрезок времени, целая эпоха, которую автор рассматривает через призму самых главных событий. Мы думали о двухчастной форме спектакля, рассказывающей о путешествии по  России – самих военных действиях и возвращении на боевые места через 60 лет. Но в процессе создания все несколько раз видоизменилось.

О чем ваш спектакль?

Мы выстраивали внутренний сюжет, отталкиваясь от финальной фразы главного героя Ральфа: «а с кем мы воевали и, главное, зачем?» Наша история про войну. Более двух лет Ральф путешествует по России с гробом друга, потому что в детстве они поклялись, что будут похоронены вместе на мюнхенском кладбище. Ральф выживает на войне, потому что в нем живут воспоминания, любовь к Эрнестине. В старости он возвращается в Россию, понимая, что 60 лет жил памятью о войне. Он думает, что едет умирать, а в результате погибает его любимая женщина, Эрнестина.

 

Современный герой через неделю поменяет свою позицию

 

Ральф – единственный из трех друзей, кто держит свое обещание. В вашем спектакле его играет молодой артист Константин Федин. Какие качества присущи герою?

Это человек с невероятным чувством долга: ничто не может поменять его точку зрения, он верен своим словам. Автор повести размышляет об утопичности клятв – Ральф остается единственным, кто верен обещанию, данному в юношеском возрасте, до конца жизни. В его образе заключен апокалиптический романтизм, а повесть превращается в утопию. В реалиях нашего мира Ральф – несовременный герой, потому что современный герой через неделю поменяет свою позицию. Для меня этот человек симпатичен своей наивностью, убежденностью в честь, верой в клятву, которую дал. Интересно, что современная проза описывает такого героя. Евгений Германович – человек из другого мира. Этим наверное он мне и интересен.

Образ Эрнестины довольно неоднозначен. Анна Слынько играет нетипичную для русской литературы героиню.

Эрнестина – любвеобильна, в ней есть энергия настоящей женщины. Во многих этот персонаж вызывает ужас, ее поведение не состыкуется с нашим  русским восприятием женского образа. Эрнестина обладает магической сексуальностью и живет за счет мужской силы. С помощью образа Эрнестины автор рисует европейский менталитет, более свободный от моральных принципов.

Смерть Эрнестины – событие, которое рубит Ральфа, но в то же время является очищением. Смерть – это великое спасение для нас, живущих на этой  земле. Может быть, наш земной мир – это лишь испытание для нас, и чем раньше оно окончится, тем лучше…

 

Процесс постановки в различных театрах страны травматичен для режиссера?

А что у нас создается не травматично? Коммуникация с человеком по природе своей травматична – если ты по-настоящему пытаешься поговорить, пытаешься своей волей пробиться в пространство другого человека. Неважно, получаешь ты положительный или отрицательный опыт, коммуникация – уже травма. Современный театр привык к таким взаимоотношениям, артисты работают с потоком режиссеров. Но для меня каждая постановка травматична, потому что я должна полюбить артистов, эмоционально прикипеть к ним.

 

Как началось ваше творческое сотрудничество с ТЮЗом? Расскажите о своей команде.

С ТЮЗом я познакомилась, приехав в прошлом году на фестиваль «Радуга» со спектаклем «Пилорама плюс». В спектакле «Близкие друзья» занята небольшая команда из 7 человек. Для нас с композитором Николаем Поповым было очень интересно репетировать с артистами ТЮЗа. Актеры работают творчески и индивидуально, существуют с тобой в одном эмоциональном состоянии. Долгое время мы занимались метро-ритмической интонацией – нам было важно облечь текст в определенную музыкальную форму.

Коммуникация с человеком по природе своей травматична

 

В интервью вы часто говорите о важности музыкального звучания произведения…

По образованию я музыкальный режиссер, но сейчас больше занимаюсь драматическим театром. Мне интересно работать с текстом как с музыкой, оркестровать голоса артистов. Этим подробно занимался Петр Наумович Фоменко – он оркестровал невольно – в каждом спектакле была своя симфония голосов, каждый персонаж нес свою тесситуру, интонацию, ритмическую основу. Конечно, мы не сравниваем себя с Фоменко, он – великий человек, который занимался психологическим театром. Мы – адепты современного театра, работающие с текстом как с материалом, который может стать музыкальным.

Николай Попов (композитор): Я работаю с Лизой над вторым спектаклем в драматическом театре. Недавно мы выпустили спектакль в Пскове, где у нас была достаточно мультимедийная ситуация на сцене: визуальная история, специально структурированная декорация, мелодекламация артистов – все это работало на одну идею. В спектакле «Близкие друзья» – иное пространство, позволяющее напрямую не видеть артистов, а подглядывать за ними. Мы размышляем над созданием музыкальных многоканальных  картин, использованием квадрозвука. При этом важна работа актеров, связанная с ритмизацией, мелодекламацией текста, – это часть музыкального звучания спектакля. Зрители попадают в различные звуковые пространства, рисующие яркие картины жизни героев.

Елизавета Бондарь: При этом повествование идет нелинейно – на сцене всплывают сюжеты из разных временных диапазонов. Каждая картина рисует иной год, сиюминутное ощущение жизни. В художественном смысле мы создаем ощущение сверхреальности, ставим зрителей в позицию подглядывания за частной жизнью людей. Спектакль рассчитан на 35 зрителей, сидящих в круговом зале. Акустическая среда дает полное впечатление о происходящем, являясь первым инструментом восприятия.

Елизавета, какого зрителя вы ждете?

В Петербурге я работаю в первый раз, в ТЮЗе разнообразный репертуар. Я рассчитываю, что если спектакль интересен нашей постановочной команде, будет интересен и еще кому-то.

 

Елизавета, что вас больше всего увлекает в театре?

Коллективное мышление: ты приносишь идею, и все заражаются ей. Тогда право на высказывание становится очень сильным. Ты делаешь спектакль с людьми, которых это тоже будоражит, и получаешь удовольствие. Можно много говорить о сверхзадаче спектакля, но все сводится к тому, что есть репетиционный творческий процесс, от которого все участники получают огромное удовольствие. Говоря о спектакле, мы часто забываем про наркотическую природу творчества...

 

Елизавета Ронгинская

фото: Наталья Кореновская