От премии до премии. Панков, Писарев, Туминас, Гинкас и другие.
В Москве начался сезон театральных премий. Вручают одну за другой. Пока не самые крупные, но очень значительные. Одна – московская, вторая – не выходит за стены Театра им. Вахтангова.
«Старый дом» теперь держится на двух «гвоздях» – большом и маленьком.
Накануне Международного дня театра в Театральном центре «На Страстном» был забит «Большой хрустальный гвоздь». Так называется главный приз московской театральной премии «Гвоздь сезона». В этом году он достался спектаклю «Старый дом»: постановка Владимира Панкова в Центре драматургии и режиссуры.
Отбор спектаклей-претендентов на премию проходит в два этапа. Сначала Экспертный совет оценивает премьерные постановки московских театров, появившиеся в прошлом театральном сезоне. По итогам составляется «список финалистов». Они получают «Маленький хрустальный гвоздь». Обладателя главного приза – «Большого хрустального гвоздя» выбирает уже жюри, возглавляемое Председателем СТД РФ Александром Калягиным.
На вручении «Гвоздей сезона» всегда было две интриги: по сути, кто выйдет на первое место, и по форме – сама церемония награждения. Несколько лет ее делал Константин Богомолов и сам же вел вместе с вахтанговцем Сергеем Епишевым. Было весело, провокативно, эпатажно. В позапрошлый раз – даже слишком. В результате постановщика церемонии сменили. И награждение прошлого года ставил Владимир Панков. В этом году – опять новый режиссер торжественного вечера, точнее режиссеры. Актеру, композитору, участнику студии SounDrama Павлу Акимкину помогали артисты Театра Наций Артем Тульчинский и Роман Шаляпин. Вечер прошел в версии 3D: на экране возникали названия спектаклей-лауреатов, на сцену поднимались их создатели и сами себе вручали заготовленные хрустальные «гвозди». Уложились в 1 час 15 мин. Зрители увидели мощную пародию на чиновников. Ничего подобного никто себе не позволял. Дерзко, смело и очень смешно.
Нынешние претенденты на победу – пять прошлогодних спектаклей. О них подробнее. И начнем с победителя.
«Старый дом», Центр драматургии и режиссуры
Постановка Владимира Панкова по пьесе Алексея Казанцева. Художник-постановщик Максим Обрезков. В спектакле заняты народные артистки Елена Яковлева и Елена Шанина, молодые актеры и студенты ГИТИСа. Старый дом в пьесе – старинный особняк, превращенный в коммуналку. Герои упоминают, что в их доме останавливался сам Лев Толстой. А во что же превратили жилище теперь? Давно ушло в прошлое золотое правило человеческого общежития – невмешательство в частную жизнь. Персонажам «Старого дома» с детства внушалось: не может быть у советского человека тайн от соседей и сослуживцев. Так они и существуют – на всеобщем обозрении, лишенные своей зоны психологического комфорта и не позволяющие иметь ее никому другому.
Спектакль «Кинастон», Театр Олега Табакова в постановке Евгения Писарева. Художник-сценограф Зиновий Марголин. Эдвард Кинастон – реальная личность XVII века, актер, прославившийся исполнением женских ролей. Лондонская публика была буквально помешана на его Дездемоне. Некоторые зрители отказывались верить в перевоплощение и просто не могли понять, кто перед ними: мужчина в дамском наряде или в самом деле женщина? Положение Кинастона и подобных ему актеров пошатнулось после указа Карла II, по которому театральные компании должны были принять в свои труппы актрис. Этот поворотный момент театральной истории в постановке Театра п/р О. Табакова превращен в захватывающее, весьма озорное, а местами и провокационное действо. Заглавную роль играет Максим Матвеев.
Постановка Камы Гинкаса «Вариации тайны», Театр юного зрителя. По пьесе франко-бельгийского писателя и драматурга Эрик-Эмманюэля Шмитта. Художник-постановщик Сергей Бархин. В спектакле заняты заслуженный артист РФ Игорь Гордин, народный артист РФ Валерий Баринов.
Кама Гинкас так говорит о своей работе:
«Никогда не ставил детективы. Никогда меня не интересовало, кто убил или кто украл, и поймают ли преступника. Но то, что я ставлю сегодня, пьесу Э.-Э. Шмитта, которая у нас называется «Вариации тайны», очень похоже на детектив. Правда, здесь нет ни кражи, ни смертоубийств. Но автор так здорово закрутил сюжет, что долго не понимаешь, что связывает двух героев, этих двух взрослых мужчин, которые никогда друг друга не видели. Эта замечательная пьеса, при всей детективной закрученности, конечно же, про любовь. Что есть любовь? Что есть женщина? И что делает любовь с человеком, попавшим в ее силки? «Женщина – это вариации на тему мелодии, – говорит один из героев. – Мелодии скрытой, неясной, едва появляющейся и исчезающей».
Другой вторит ему: «Кого мы любим, когда любим? Мы этого не знаем никогда».
«Влюбленный Шекспир» Театр им. Пушкина, режиссер Евгений Писарев. Пьеса Тома Стоппарда. Сценография Зиновия Марголина, художник по костюмам Виктория Севрюкова. Это самый смелый и красивый спектакль прошлого сезона. Смелый потому, что Евгению Писареву волей не волей пришлось выдержать сравнение с одноименным фильмом по сценарию того же Тома Стоппарда. Картина взяла семь «Оскаров» и была номинирована на соискание 120-и международных наград. Исполнители ролей Шекспира Дмитрий Власкин и Кирилл Чернышенко противостояли Джозефу Файнсу, а актриса Таисия Вилкова – Гвинет Пэлтроу.
Каждая сцена спектакля похожа на средневековую миниатюру или мастерски сотканный гобелен на стене замка. Костюмы и работа художника по свету Дамира Исмагилова почти всегда оттягивают внимание от игры актеров и сюжета, благо он хорошо знаком.
Это остроумная фантазия на тему биографии Уильяма Шекспира, в которой молодой драматург обретает потерянное вдохновение благодаря любви, сливаясь с героем своей пьесы «Ромео и Джульетта». Озорная и грустная история о людях эпохи Возрождения, какой она видится нам сегодняшним.
«Турандот», Центральный театр кукол им. Образцова, режиссер Борис Константинов. Художник Виктор Антонов, композитор Катя Миц.
Сказка древнего Китая для взрослых, разыгранная при свете луны на черной глади воды под венецианским мостом. Создатели спектакля, также как и Карло Гоцци выдумали свой сказочный Китай, переместив его в таинственную Венецию, где проплывают гондолы принцессы Турандот и астраханского принца Калафа. Невероятные, просто волшебные куклы Виктора Антонова с подвижной мимикой в количестве 65-и, все тростевые из бамбука. Этот природный дает ощущение древности истории. Одну куклу ведут два, а то и три человека. Под зловещей мертвенно-бледной луной многофигурные мизансцены в лодках на скорости сменяют одна другую, маски комедии дель арте разматывают сюжет и ведут к финалу. А он оказывается весьма неожиданным.
Все свои
Сегодня, в Международный день Театра 27 марта на основной сцене театра им. Евгения Вахтангова в третий раз будет вручена премия «Человек театра». Награда учреждена художественным руководителем вахтанговского коллектива Римасом Туминасом только для своих – сотрудников Театра им. Вахтангова. И не важно, на каком поприще они трудятся – выходят на сцену, работают в цехах или административной части. Оценивается вклад номинанта в общее дело, преданность и беззаветное служение своему театру. Первый раз приз вручался в 2015 году, следующий – в 2017. Кандидаты выдвигаются закрытым голосованием всех вахтанговцев, за исключением Туминаса и директора театра Кирилла Крока. Вручает награду сам Римас Владимирович.
Символ премии, авторская работа главного художника театра Максима Обрезкова – ювелирная брошь в форме веточки сирени – пятилистная примета счастья, любимый цветок Евгения Вахтангова. Подготовили праздник музыкальный руководитель Татьяна Агаева, художник Максим Обрезков, хореограф Виктория Куль, помощники художественного руководителя по творческим вопросам Елена Дунаева, Сергей Сенин и Александрас Шемелис. В вечере примут участие народный артист России Сергей Маковецкий, солисты Большого театра России и вахтанговцы. А проведет церемонию профессор кафедры истории зарубежного театра ГИТИСа, доктор искусствоведения Дмитрий Трубочкин.
Справка: Лауреатами премии «Человек театра» в 2015 и 2017 годах были названы: народная артистка СССР Юлия Борисова, народный артист СССР Василий Лановой, народный артист СССР Владимир Абрамович Этуш, народная артистка России Людмила Максакова, народная артистка России Мария Аронова, заслуженный артист России Владимир Иванов, заведующая режиссерским управлением Любовь Кузнецова, заместитель директора Елена Чумак, администратор зала Лариса Крюкова, главный администратор по эксплуатации здания Нина Булохова, сотрудник охраны Александр Озеров, заведующая гримерным цехом Ольга Калявина, заведующая костюмерным цехом Галина Бажанова, костюмер Раиса Дуникова. Премией были также награждены спектакли «Ветер шумит в тополях», «Ревнивая к себе самой» и «Минетти». Лауреатами Премии, нарушая правило голосования, большинством голосов вахтанговцы также назвали Римаса Туминаса и Кирилла Крока.
Кто следующий?
Продолжат чреду чествований лучших спектаклей, режиссеров, артистов и представителей других театральных профессий уже на «Золотой маске». Номинанты 2019 определены Экспертными советами среди премьер сезона 2017-2018 годов. В апреле в 25-й раз состоится вручение Российской национальной театральной Премии «Золотая Маска». Церемонии предшествует фестиваль спектаклей-претендентов.
Людмила Привизенцева