Предел гостеприимства исчерпан: Германия возмущена поведением беженцев
С начала января в европейской прессе наблюдается ажиотаж, сравнить который можно, разве что, с реакцией на теракты в Париже. Изо дня в день вскрываются новые подробности отвратительного инцидента, произошедшего в ночь на 1 января в Германии: организованные группы мигрантов, преимущественно молодые сирийцы, марокканцы, алжирцы с удостоверениями беженцев, домогались и грабили женщин в новогоднюю ночь в Кельне, Гамбурге и других городах Германии. В связи с инцидентами в Кельне в полицию поступило более 500 заявлений от пострадавших, причем, в 40% случаев в непосредственной связи с сексуальными домогательствами. Более 100 аналогичных жалоб поступило из Гамбурга. Согласно многочисленным свидетельствам очевидцев, цитируемых немецкой прессой, группы подвыпивших мигрантов в начале окружали женщин, после чего совершали в отношении них действия насильственного характера. Помимо этого, молодые люди беспорядочно стреляли фейерверками в толпу празднующих.
Сейчас становится ясно, что государство всячески пыталось замять этот инцидент, пытаясь приуменьшить его масштабы и принизить роль, которую сыграли в нем мигранты из стран Ближнего Востока и северной Африки. Вероятно, государство, желая скрыть от общественности произошедшее, желало не допустить нарастания в обществе агрессивных настроений против беженцев и новой волны критики политики правительства в этом вопросе. Возможно, это бы удалось, если бы не одно «но»: заговорили не только очевидцы из числа гражданских лиц, но и несшие службу в новогоднюю ночь рядовые полицейские. В немецкие СМИ просочились служебные отчеты полицейских о многочисленных инцидентах в новогоднюю ночь, из которых отчетливо явствует, что преступления были совершены многочисленными «группами мигрантов». Речь идет о нескольких сотнях агрессивно настроенных человек, справиться с которыми полиция Кельна оказалась не в силах: полицейские участки были переполнены, в результате чего, многих задержанных пришлось отпустить. Согласно отчетам и свидетельским показаниям, подвыпившие и частично находившиеся под воздействием наркотиков мигранты забрасывали полицейских бутылками, пиротехникой, а также оплевывали полицейские машины. Полиция оказалась не в состоянии действовать адекватно возникшим вызовам, поскольку на месте попросту не хватало персонала: не в последнюю очередь потому, что существенная часть полицейских в данный момент переброшена на юг ФРГ, где они контролируют ни на секунду не прекращающийся поток беженцев из Сирии.
Даже беглого взгляда на основные заголовки и наиболее популярные комментарии пользователей в СМИ и социальных сетях хватает, чтобы понять: события в Кельне произвели в обществе эффект разорвавшейся бомбы. Резонанс настолько силен, что возглавляемое Ангелой Меркель правительство вынуждено пойти на серьезный пересмотр осуществляемой до сегодняшнего дня политики под лозунгом «Wir schaffen das» («мы справимся»). Причем, «принудительно добровольным» преждевременным уходом на пенсию шефа кельнской полиции Вольфганга Альберса, безуспешно пытавшегося замять события новогодней ночи, дело явно не закончится. Канцлер Ангела Меркель после двухдневного молчания назвала произошедшее «отвратительными криминальными действиями», после которых должно последовать ужесточение законов по отношению к совершившим правонарушения иностранцам: право на их пребывание в Германии в таких случаях будет аннулировано, причем, даже в случае вынесения решения об условном наказании.
Ультраправые движения и партии вроде Pegida и AfD пытаются использовать развернувшиеся вокруг новогодних событий дебаты для достижения политических дивидендов. Демонстрация Pegida в Кельне, однако, обернулась провалом. После того, как порядка две тысячи демонстрантов движения начали атаковать силы правопорядка, акция была разогнана водометами. Асоциальное и агрессивное поведение многих участников протеста ультраправых не вызывает поддержки у основной части населения. Результаты опросов общественного мнения Deutschlandtrends, проведенные после новогодней ночи, показывают, что, несмотря на определенный шок, испытанный обществом, роста популярности правых движений по сравнению с декабрем не наблюдается, а доверие основной массы населения к правящей коалиции (63%) и органам безопасности (77%) не пошатнулось. С другой стороны, значительно большее число респондентов высказывается сегодня за введение пограничного контроля с другими странами ЕС (57% в январе против 47% в декабре). Подавляющее большинство опрошенных (73%) считают вопрос беженцев самой важной политической темой страны.
Очевидно, что правительство ФРГ в таких условиях вынуждено разработать и предложить обществу новые рецепты в миграционной политике. Ангела Меркель не может не учитывать риска усиления внутрипартийной оппозиции, чей неформальный лидер, депутат Вольфганг Бозбах, открыто выступавший против ее курса в вопросе беженцев, стал одной из наиболее популярных политических фигур среди электората христианских демократов. Тон в коридорах власти в Берлине в отношении мигрантов заметно ужесточился, причем, касается это как социалистов, так и христианских демократов. Комментаторы отмечают, что сегодняшняя Меркель, резко осудившая нападения на женщин в Кельне и грозящаяся ужесточить законодательство для мигрантов-правонарушителей, разительно отличается от Меркель лета прошлого года, делавшей «селфи» с беженцами. Предполагается усиление возможностей немецких правоохранителей: в бюджете на 2016 год выделены средства на открытие дополнительных 4 тысяч мест в федеральной полиции. Но этих мер явно недостаточно, и немецкое общество пребывает в ожидании институциональных решений на законодательном уровне, которые позволили бы системно решать проблему депортации беженцев, совершающих преступления в Германии.
Как показали события в Кельне, определенная часть мигрантов грубо злоупотребляет гостеприимством немецкого государства, чем вызвала вполне объяснимое негодование многих граждан. В то же время, нельзя не отметить, что активное муссирование данной темы в немецких СМИ и далеко не всегда сбалансированная подача материалов подогрела и исламофобские настроения в обществе. К примеру, известное издание Süddeutsche Zeitung было вынуждено принести извинения за некорректную подачу следующей цитаты: «Многие молодые мусульмане не могут спокойно реагировать на противоположный пол, встречи с ним всегда вызывают у них сильные сексуальные мотивы. В том числе и это явилось почвой для эксцессов в Кельне». Многие читатели углядели расистские мотивы и в обложке очередного номера журнала Focus, на которой изображена обнаженная белая женщина с многочисленными черными следами от мужских рук. Впрочем, в этом случае редакция издания извиняться отказалась.
За дебатами внутри Германии пристально следят во всей Европе. Премьер-министр Словакии Роберт Фико даже потребовал созвать чрезвычайный саммит лидеров Евросоюза в связи с произошедшими в Кельне событиями. Словацкое правительство считает произошедшее наглядным подтверждением своего дискриминационного по сути решения об отказе принимать беженцев-мусульман. Вне всяких сомнений, решения Берлина и возможные изменения его курса в вопросе беженцев окажут серьезное влияние на политику других стран ЕС в этом вопросе.