"Страсти по Марку" Баха впервые сыграли в Москве (видео)
В концертном зале «Зарядье» состоялась московская премьера «Страстей по Марку» великого Баха.
Христианский мир готовится к Пасхе, повсюду проходят пасхальные фестивали и мистерии. В концертных залах и соборах звучат произведения, посвященные Светлому Воскресению. В минувшую пятницу 12 апреля в Большом зале «Зарядье» впервые в Москве исполнен один из самых лирических и загадочных пассионов Иоганна Себастьяна Баха «Страсти по Марку». Партитура произведения утрачена, а многие попытки восстановить её не удавались до тех пор, пока за дело не взялся Йорн Бойзен – выдающийся музыкант, дирижер и клавесинист.
О своей работе маэстро говорит так:
«Когда меня спросили, не смогу ли я сделать это, я ответил: «Нет». Меня попросили еще раз, и я снова ответил: «Нет». Но в конце концов, когда однажды у меня в расписании появилось свободное время, я взялся за дело. Сначала за 2–3 месяца провел исследование, перечитал источники, которые уже знал: книги времен Баха о том, как писать такую музыку, труды по риторике и музыкальной теории».
Музыкально-театрализованные мистерии или Страсти (пассионы), известные с IV века в западной церковной традиции, исполнялись на Страстной Седмице – завершающей неделе Великого поста. «Страсти по Марку» И. С. Баха – рассказ о последних днях земной жизни Иисуса, основанный на содержании Евангелия от Марка, а именно на главах про Тайную вечерю, предательство Иуды, заступничество и отречение Петра, суд Пилата, бичевание Иисуса, распятье и погребение. Текст Евангелия в переложении либреттиста выступает как опора для музыки.
Попытки восстановить баховские «Страсти по Марку» предпринимались с 1960 годов прошлого века. Решали загадку ведущие европейские специалисты в области аутентичного искусства. В распоряжении Йорна Бойзена, как и его предшественников, оказалось подлинное либретто первого варианта «Страстей по Марку», написанное лейпцигским поэтом Пикандером (псевдоним поэта Кристиана Хенрика Хенрици, постоянного соавтора Баха), а также фрагменты партитуры «Страстей по Марку», обнаруженные в других списках, в частности в «Траурной оде на смерть королевы Христианы Эбергардины» и «Кетенской траурной музыке». Все прочие составляющие пассиона – речитативы, хоры-турба и арии на сегодняшний день считаются безвозвратно утерянными. Их пришлось писать заново. Именно для этого Бойзену потребовались теоретические труды времен барокко по созданию пассионов и не только:
«В ходе реконструкции пассионов речитативы и арии либо заимствуются из других сочинений, либо пишутся заново. Я выбрал второй путь и сделал свою версию, потому что барочный композитор ни за что не стал бы переносить речитатив из одного сочинения в другое. Важно проникнуть внутрь эпохи, говорить и мыслить, как человек барокко. У меня получилась реконструкция, а точнее было бы сказать, переложение, ведь для реконструкции у нас недостаточно данных».
Версия Бойзена впервые представлена в Гааге в 2011 году. И с тех пор она исполнялась в Нидерландах, Германии и России, на фестивале «Сибирские сезоны» в Перми, в год 330-летия Баха.
«Страсти» звучат камерно и проникновенно, подтверждая гипотезу, что изначально они и создавались для того, чтобы исполняться в небольших залах во время службы. Есть воспоминания современников Баха, что в перерывах между частями пассиона священник произносил проповедь и не одну. Бывало, что прихожане расходились по домам, обдумывали слова пастора, а вечером или утром следующего дня возвращались в храм и продолжали слушать. Йорн Бойзен продолжает:
«Каждое выступление отличается от предыдущего, музыка и хор звучат быстрее или медленнее, а звук отличается из-за различной акустики залов. Мы вынуждены вписываться в более масштабные площади, чем те, что существовали во времена Баха. Тогда эти произведения игрались в церквях, где стоял орган и была галерея для оркестра и маленькая площадка для певцов. Замечательный зал «Зарядье» немного велик, как и другие, где мы играли. Я думаю, что этот зал идеален для симфоний Малера. К тому же, музыка барокко всегда звучит тише, чем музыка периода романтизма. Но, с другой стороны, из писем Баха мы знаем, что он хотел дирижировать большими оркестрами, но у городов, в которых он работал, включая Лейпциг, на это не было денег».
В Москве Бойзен выступал с двумя коллективами: оркестром Pratum Integrum и вокальным ансамблем INTRADA. Среди солистов – исполнители голландской премьеры Беньямин Глаубиц (тенор, Евангелист) и Юлиан Редлин (бас, Иисус). К ним присоединились российские музыканты: Диляра Идрисова (сопрано) и Полина Шамаева (меццо-сопрано). Совершенное драматическое и вокальное исполнение партий, интимно-религиозное звучание музыкальных частей и мастерское, невероятно артистичное и проникновенное в дирижерское участие самого Йорна Бойзена вывело концерт в Зарядье на уровень выдающихся мировых премьер.
Полина Шамаева, солистка Московского театра «Новая опера» имени Е.В. Колобова часто исполняет произведения эпохи барокко. О своей работе над "Страстями" она говорит: «Это счастье -– творить в таком интернациональном соединении. Дирижер – этнический немец и может показать, как правильно на родном языке Баха. Концертный зал всегда предполагает более пафосное исполнение, а церковный зал – молитвенность и служение. Ты больше погружен с смысл текста. На концерте я обращаюсь к Богу через зрительный зал, а не напрямую».
Справка
Йорн Бойзен родился в в 1976 году в Любеке, где закончил Мюзикхохшуле. Продолжил образование в Королевской консерватории в Гааге. В настоящее время живет и работает в Королевстве Нидерландов, руководит созданным им международным ансамблем старинной музыки Musica Poetica и преподает в Утрехтской консерватории. Ближайшее исполнение «Страстей по Марку» пройдет 23 апреля в Минске. В этот день по католическому календарю чтят память евангелиста Марка и отмечают 275 лет со дня авторского исполнения «Страстей» в Лейпциге.
Людмила Привизенцева
фото: Лилия Ольховая, пресс-служба МКЗ "Зарядье"