Коллекция старинных инструментов концертного зала «Зарядье» пополняется

Малый концертный зал парка Зарядье – место проведения самых необычных концертов, что называется, для истинных меломанов, тонких ценителей и профессионалов. И не удивляйтесь, если в соседнем кресле окажется слушатель, который отслеживает исполнение произведения по нотам, выведенным на экран планшета или айфона. Им наверняка будет студент музыкального училища или консерватории, который пришел «поболеть» за своего сокурсника или учителя.

На уникальном концерте, прошедшем 7 мая, так и случилось. А необычным зрителем оказался Томаш Риттер, победитель I Международного конкурса пианистов на исторических инструментах им. Шопена, студент Московской консерватории им. П.И. Чайковского в классе историческое фортепиано, который ведет профессор А.Л. Любимов.

Историческими фортепиано сейчас называют клавесины и хаммерклавиры различной конструкции.

Теперь в коллекции инструментов зала Зарядье есть хаммерклавир фирмы Neupert, модели Louis Dulcken – копии инструмента 1815 года. Образец, признанный одной из лучших моделей классического и раннеромантического фортепиано, позволяет передать тембр, динамику и множество тончайших деталей звучания музыки Бетховена.

7 мая прошла его презентация. И впервые сонаты Бетховена для широкой публики звучали на инструменте, аналогичном тому, для которого и были написаны. В первом отделении солировала Елизавета Миллер – ученица Алексея Любимова, победившая на престижном конкурсе старинной музыки MusicaAntiqua в Брюгге. Во втором – сам педагог.

Именно Алексею Борисовичу Любимову мы обязаны возникновением отечественной школы подлинной, аутентичной интерпретации музыкального текста. Его уникальная коллекция старинных инструментов всех видов стала базой для Факультета исторического и современного исполнительского искусства (ФИСИИ) Московской консерватории. Профессор сам играет на десятках клавишных разных эпох, каждый из которых требует своего способа звукоизвлечения. За последние годы учитель и ученица сыграли все сонаты Бетховена на клавире. И теперь многие поклонники творчества композитора согласны слушать его великую музыку только в аутентичном варианте. Звучание рояля современной конструкции кажется формальнее и грубее, поскольку ни темповые, ни динамические, ни педальные указания Бетховена на нем нельзя исполнить. Это меняет контекст и общий настрой музыки, она становится более патетичной, теряет меланхоличность и романтику.

В конструкции хаммерклавира – деревянный каркас, и никаких металлических креплений. Техника игры иная: звук почти не резонирует, поэтому по клавишам следует бить с большей силой. Высокие регистры все же легче выдают и «форте», и «пиано», а с низкими совладать сложнее. Ошибка оборачивается приглушенным звуком и дребезжанием. В паузах между частями к инструменту непременно подходит настройщик, подтягивающий струны. На бис маэстро Любимов сыграл вступление к Лунной сонате Бетховена. И мы впервые услышали в ней не только грусть, но романтическую надежду на то, что счастье еще возможно.

Пока неизвестны даты проведения концертов, на которых можно снова услышать хаммерклавир. Следите за обзорами ZN и афишей залов «Зарядье».