Что происходит с рублем?
Курс рубля продолжает стремительно падать.
По состоянию на 10:30 доллар достиг на Московской бирже отметки 84,66 рубля, прибавив 3,26 рубля.
В свою очередь курс евро поднялся до 92,46 рубля, увеличившись на 3,81 рубля.
Таким образом, оказались превзойдены даже достигнутые накануне вечером пиковые показатели 82,47 и 90,1 рубля соответственно, после достижения которых рубль несколько отыграл свое падение.
В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ ВШЭ Александр Абрамов признался, что происходящее ему кажется "немножко удивительным, потому что рубль упал больше, чем просела нефть за эти два дня". "На мой взгляд, это может быть связано с тем, что люди опасаются появления иранской нефти на рынке, которое, по их мнению, может привести к еще большему падению цен на нефть. Видимо, отчасти это учет этих ожиданий. Второй фактор, как мне кажется, это наблюдающиеся сдвиги в области портфельных инвестиций в России, потому что мы видим, что индекс РТС падает быстрее, чем нефть и даже чем рубль. Видимо, это связано с тем, что часть портфельных денег в начале года из опасений за российские перспективы из России выводится. Это второй фактор, который повысил спрос на доллар в России со стороны иностранных игроков, еще остающихся здесь", - предположил он.
"Но в основном, как мне кажется, это все-таки вопрос в большей степени цены на нефть при, может быть, усиливающейся в обществе неопределенности по поводу будущего экономического курса. Недавно прошел Гайдаровский форум, накануне начался Давосский форум. И пока мы видим у правительства некую растерянность, отсутствие конкретной программы и антикризисных мер и, естественно, программы долгосрочного роста. И это, наверное, накопилось в обществе и вызвало такую реакцию", - добавил эксперт.
"Есть риск того, что это могло быть подстегнуто за счет того, что ЦБ влил банкам излишнюю ликвидность, но этого, в общем-то, не произошло. Объемы рефинансирования банковской системы пока не выросли сильно. Мы видим, что сейчас в последние два дня банки просят денег от Центробанка, возможно, он даже на это пойдет, но во всяком случае пока этот фактор не должен был оказать влияния на курс. Скорее это как раз какой-то психоз в обществе, сложившийся на фоне неопределенности", - считает Абрамов.
По его мнению, у российских властей есть инструменты, которые позволили бы сдержать падение рубля, "просто здесь важно понять, когда это начинать, потому что при таких ситуациях, сценариях, когда вдруг цена на нефть падает, и рубль за ней пошел вниз, обычно поведение ЦБ и правительства заключается в том, чтобы дать ситуации самой нащупать дно, потому что нельзя играть против рынка все время. Можно чуть-чуть поменять тенденцию, но нельзя все время играть против рынка. Поэтому здесь некая пассивность властей объяснима", - отметил эксперт.
"С точки зрения инструментов, их много, на самом деле. Как они могут повлиять? Они могут, например, продать часть средств Резервного фонда на рынки. Это не будет прямой валютной поддержкой курса. Интервенции не нужно ждать, не будет интервенции со стороны ЦБ. Но она может быть со стороны Минфина, это не противоречит принципам. Второе – это, конечно, Центробанк может поднять ставку. И он плавно, мягко намекает на это последние дни, что если не опомнитесь, я повышу ставку ключевую, но он этого не хочет делать по разным причинам. Но в принципе это средство остается. И другое – это, конечно, сейчас не поддаваться на крики, которые идут со стороны банковской системы типа "обеспечивайте нас дешевыми рублями, которые потом окажутся на валютном рынке", все-таки держаться с операциями репо, то есть не рефинансировать лишним образом банковскую систему. Плюс работа с экспортерами. Еще экономические ресурсы есть. Но главный из них – это, конечно, такой убойный, как повышение ставки", - полагает он.
Что касается заявлений главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, то, по мнению экономиста, это "правильные слова, потому что она этими словами говорит, что, ребята, то, что сейчас рубль падает быстрее, чем нефть, в эти дни, это ненормально, что рубль, скорее всего, это падение отыграет назад". "И второе, что она хочет сказать, мне кажется, что для ЦБ важно это дно нащупать, что не нужно сейчас принимать какие-то экстренные меры типа валютной интервенции чрезвычайной или валютных ограничений, что в принципе рубль не обладает таким большим потенциалом обесценивания. Мне кажется, это совершенно правильные слова, потому что пока такого 100-процентного объяснения, кроме как с помощью психологии, того, что рубль переиграл нефть в падении, нет. Мне кажется, что это некую надежду дает на то, что рубль все-таки вернется к 80", - заключил Александр Абрамов.
В свою очередь научный сотрудник Центра изучения структурных исследований Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Михаил Хромов предположил, что столь стремительное падение курса рубля происходит,"скорее всего, в виду ожиданий, неопределенности, потому что фундаментальных факторов особенно нет". "Цена нефти сильно не сдвинулась, экономических прогнозов новых не выходило, новых данных нет. Скорее всего, курс рубля ослабевает на ожидании дальнейшего падение цены на нефть в связи со снятием с Ирана санкций и негативных тенденциях на мировых финансовых рынках. То есть есть один сюжет - это цена на нефть, а другой - это уход в качество, падение китайского рынка и других развивающихся рынков", - считает он.
Говоря о возможности влияния на этот процесс регулятора, эксперт отметил, что "в тех условиях, которые декларирует наш ЦБ, предполагающих свободное движение капиталов и свободное рыночное образование курса, собственно, какой курс будет, такой и будет". "У нас Центробанк сказал, что он за курс не отвечает. Теоретически могут быть инструменты. Во-первых, как было в прошлом году, предоставление валютных репо. Этот инструмент есть, он действует. Но поскольку спрос носит такой разовый характер, это не выплата долгов, а это именно уход от рубля, какие-то спекуляции, то здесь инструмент валютных репо особенно не помогает. Он хорошо помогал в прошлом году, когда требовались фиксированные объемы валюты для выплаты внешнего долга. Теоретически есть вариант вернуться к валютным интервенциям и сделать какие-то словесные заявления руководству Центробанка, показывающие, что они контролируют ситуацию, для успокоения рынка, но пока такого мы не видим. И потом, понятно, что интервенции – это способ только временный и долго не продлится, он может только сгладить колебания", - заключил Михаил Хромов.