Люка Дебарг – французский пианист с русскими корнями и российской школой
Французский пианист успешно выступает в московских концертных залах.
Музыкант дал два концерта в Москве: первый 27 мая в зале им. Рахманинова Филармонии-2 в Олимпийской деревне. Не удивительно, если цена на квартиры в этом микрорайоне столицы выше, чем в соседних из-за близости к месту, куда можно заглянуть вечером и послушать исполнителей мирового уровня.
Второе выступление Дебарга прошло 28 мая в Большом зале консерватории. Программа одинаковая: сначала – одиннадцать сонат Доменико Скарлатти, потом – соната соль минор Николая Метнера и соната-фантазия «По прочтении Данте» Ференца Листа, на первый «бис» – Эдвард Григ «Мелодия», на второй – интермеццо Роберта Шумана из «Венского карнавала».
Репертуар Люка очень разнообразен, а кроме того, он и сам пишет музыку, импровизирует, меняет трактовки, ведь если верить теории, что музыканты делятся на моцартов – гениев, через которых господь транслирует музыку, и сольери, талантливых трудяг, то Дебарг явно ближе к первым. Музыка – то пространство, где он абсолютно свободен.
Российские меломаны знают Дебарга лучше, чем даже французские. На наших просторах он – частый гость. Зимой прошлого года в зале «Зарядье» исполнил «Симфонический квартет» собственного сочинения, а осенью – играл в Большом зале консерватории с Государственным академическим симфоническим оркестром им. Светланова, дирижировал Владимир Юровский. На этот раз в столицу Люка приехал после выступления в Санкт-Петербурге на фестивале «Белые ночи». И дальше отправляется в нашу провинцию. А начался этот роман в 2015 году на XV конкурсе им. Чайковского, где исполнитель получил IV премию, диплом и Приз ассоциации музыкальных критиков как музыкант, цитируем официальную формулировку, «чьи выступления на конкурсе стали заметным художественным явлением и чьи уникальное дарование, творческая свобода и красота музыкальных трактовок произвели большое впечатление на публику и критику». И это определение подходит к Дебаргу, возможно, как ни к какому другому пианисту. В чем нас еще раз убедили два последних московских концерта.
На сцену вышел уже вполне узнаваемый молодой человек, внешне – абсолютный хипстер: очки в стиле Боба Дилана, длинная челка, концертный костюм с брюками скини и рубашка без бабочки. Такого легко представить сидящим в парижском кафе или бегущим с утра пораньше вдоль Сены с наушниками в ушах. Впрочем, в Париже Люка только родился, а рос в городке Виллер-сюр-Куден, там же учился играть на блок-флейте. В 11 лет пересел за фортепиано, говорит, тянуло: «Мне было достаточно поставить пальцы на клавиатуру, чтобы войти в состояние транса. Уже тогда я слышал музыку внутри». И с тех пор, кажется, ничего не изменилось.
Выйдя на сцену консерватории, Дебарг на секунду замер за роялем, а потом начал играть. Не совсем типичная для пианиста посадка: ровная и свободная спина, расслабленные плечи, легкие руки, никакого форсирования звука. Вся программа по памяти. Мелодия струилась как ручей, которому некуда спешить. Он просто течет в знакомых берегах и сверкает на солнце.
Сонеты Скарлатти Дебарг играет как дышит – ровно и уверенно. Возможно, более романтично, чем мы привыкли. А в эпоху самого композитора его произведения поражали своим новаторством – виртуозными находками, напоминающими экспромты, выходившими за пределы устоявшихся канонов игры на клавесине. Отголоски стиля Скарлатти слышны в сонатах Шопена, творившего на сто лет позже.
Второе отделение концерта началось с Метнера, с его 22 сонаты – неистовой, протестующей, яростной и довольно продолжительной, которую сам композитор называл сонатой-концертом. От лирического и трепетного исполнения, продемонстрированного на Скарлатти, не осталось и следа. Музыкант словно вырвался на простор океана, чтобы присоединиться к ветру, играющему с могучими волнами.
Последним пунктом запланированной программы стал Ференц Лист и его осмысление «Божественной комедии» Данте. Дебарг вместе с композитором отказывается от безысходного погружения в бездну, заменив его философским осмыслением сути понятия «искупление грехов». Лист завершил свою сонату-фантазию почти в 30 лет, Дебаргу сейчас столько же, и это наверняка повлияло на совпадение трактовок.
Итак, Люка Дебарг в очередной раз порадовал московских слушателей. И надеемся, что теперь он будет приезжать к нам не реже чем в Санкт-Петербург. Пока счет 4:3 и не в пользу столицы, если не считать выступлений на конкурсе им. Чайковского. Следим за анонсами Московской филармонии.
Справка.
Люка Дебарг родился 23 октября 1990 года в немузыкальной семье. Бабушка Люка со стороны матери – дочь белых эмигрантов первой волны. Несмотря на любовь к музыке, первым высшим образованием Дебарга стало филологическое. И только окончив литературный факультет Парижского университета, молодой человек вернулся к занятиям музыкой. Сначала самостоятельным, позже – с частными педагогами. После поступления в Парижскую высшую национальную консерваторию музыки и танца, Дебарг попал в класс Рены Шерешевской, ученицы профессора Московской консерватории Льва Власенко. Говоря о своем ученике, Шерешевская всегда акцентирует внимание на его феноменальных способностях, в частности, на умении исполнять сложные произведения со слуха. Так было, например, с сонатой № 3 ля минор Прокофьева. Опираясь на эту особенность Люка, педагог разработала для него индивидуальную методику обучения. Предположив, если при исполнении произведений Люка как бы физически вплавляется в звук, передавая тончайшие нюансы композиторской мысли, Рена запретила ему заниматься гаммами, опасаясь утраты подобного дара. Сейчас Люка Дебарг дает около 70 концертов в год во многих престижнейших залах мира.