"Хованщина", "король Польши" и Паганини. Обзор ближайших концертов

На наступившей неделе москвичей и гостей столицы ждут три великолепных концерта. Два из них, организованы Московской государственной филармонией.

11 июня в зале им. П.И. Чайковского в концертном исполнении прозвучит опера Модеста Мусоргского «Хованщина». Оркестровка и либретто Дмитрия Шостаковича. На сцене маэстро Валерий Гергиев с симфоническим оркестром и хором Мариинского театра, а также абсолютно звездный состав исполнителей Екатерина Семенчук (Марфа), Михаил Петренко (Иван Хованский), Сергей Скороходов (Андрей Хованский), Станислав Трофимов (Досифей), Евгений Акимов (Василий Голицын). Именно им три месяца назад рукоплескал Милан, где шестого марта в Ла Скала «Хованщина» и была представлена. Правда, не в концертном исполнении, это был большой почти пятичасовой спектакль с двумя антрактами, что предполагает и плюсы, и минусы. Смотря, чего вы хотите, увидеть многолюдную постановку со сложнейшей сценографией, или просто насладиться гениальной музыкой и голосами, исполняющими самые яркие партии. Возможно, итальянцам, не погруженным в российскую историю, больше подойдет первый, подробный, костюмированный, очень «этнографический» вариант. Второй же имеет одно большое преимущество – вполне бюджетные цены на билеты.

Валерий Гергиев уже дважды привозил полную «Хованщину» в Москву – в 1998 и 2008 годах, раз в десятилетие. И вот теперь облегченный формат для истинных меломанов.

К «Хованщине» у Гергиева особое отношение:

«Немыслимо представить себе русскую музыку, не зная, не понимая и не принадлежа душой «Хованщине. Такой оперы больше нет в анналах русской музыкальной традиции. В какой-то степени ее можно сравнивать с громадными полотнами Вагнера, может быть, Берлиоза. Но настолько русской оперы, настолько могучей, с таким размахом, такой неспешной, с одной стороны, и одновременно с таким накалом, с такой энергетикой – второй просто нет».

«Хованщина» Мусоргского в зале им. Чайковского продолжает серию опер, представленных в концертном исполнении солистами и хором Мариинского театра. Следующий раз, уже в октябре 2019 года обещают «Царскую невесту» Римского-Корсакова. Следите за афишей.

Напоминаем, опера «Хованщина» прозвучит 11 июня в 19 часов.

 

14 июня в Большом зале московской консерватории закроется VI Международный фестиваль вокальной музыки «Опера Априори», стартовавший 19 февраля в Англиканской церкви св. Андрея. И под его занавес прозвучит премьера оперы Леонардо Винчи «Сигизмунд, король Польши».

Это большой совместный проект агентства Apriori Arts и Московской филармонии. Произведение написано в 1727 году Леонардо Винчи, итальянским композитором эпохи барокко. Не путаем с гениальным художником Возрождения Леонардо да Винчи, творившем почти на полтора столетия раньше. Ошибиться легко, ведь либретто к опере написал художник Франческо Бриани. В основе истории – вымышленный роман между детьми правителей двух враждующих государств, Литвы и Польши. И если любовная линия сюжета – это фантазия, то фон, на котором она происходит – историческая правда. Речь идет о объединении Королевства Польского и Великого Княжества Литовского в Речь Посполитую, по поводу чего и была заключена Люблинская уния 1569 года. И в этом году ей уже 450 лет.

А теперь о композиторе и его музыке. Леонардо Винчи родился около 1690 года, умер в 1730, прожив всего сорок лет. Считается, что был отравлен мужем прекрасной дамы, которую соблазнил, поскольку был записным Дон Жуаном. Винчи написал больше 25 опер, духовные оратории и кантаты. Его произведения написаны в эпоху барокко, но строго барочными не считаются. Леонардо Винчи сознательно уходил от многих типовых характеристик этого направления: сложных, вычурных мелодий, наложенных одна на другую, придерживался четкого и быстрого ритма, придуманным любовным и мифологическим сюжетам предпочитал те, что имели место в действительности, а также не схематически, а глубоко и правдиво представлял характеры своих героев.

Всего в «Сигизмунде…» семь действующих лиц, партии распределены между певицами и контртенорами. Для исполнения этого шедевра в Москву приезжают лучшие солисты и музыканты Европы. Польская сопрано, Александра Кубас-Крук исполнит партию Примислава, украинский контратенор Юрий Миненко споет Оттона. Партия Сигизмунда – за австрийцем Максом Эмануэле Ценчичем, меццо-сопрановым контратенором с характерным вибрато. Партии Эрнесто и Эрмано отданы английскому контратенору Джейку Ардитти и российскому контартенору Василию Хорошеву. Сопрано Диляра Идрисова и Софи Юнкер споют Джудитту и Кунигунду. Последнего и должен был петь Фаринели на премьере оперы в Риме в 1727 году, но отказался. Также на сцену Консерватории выйдет известный польский ансамбль старинной музыки «{oh!}» (Orkiestra Historyczna). Коллектив основан в 2012 году в Катовице, художественный руководитель скрипач Мартина Пастушка.

В Москве опера «Сигизмунд, король Польши» звучит впервые, до этого ее пели только в Вене, далее польская премьера запланирована на 20 сентября в Национальном театре, потом в мае 2020 года будет Дортмунд и осенью того же года – Амстердам.

Опера «Сигизмунд, король Польши» прозвучит 13 июня в 19 часов в Большом зале московской консерватории на Большой Никитской.

 

Третий концерт этой недели, заслуживающий пристального внимания поклонников музыки, тоже пройдет в Большом зале московской консерватории. Его организатор – агентство «Русконцерт», недавно познакомившее московских меломанов с восходящей звездой итальянской оперы Франческой Аспромонте. На этот раз нас 13 июня приглашают на «Шедевры Никколо Паганини. Римские каникулы». За дирижерский пульт Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Павла Когана встанет Александр Соловьев. Соло на скрипке – Александр Тростянский, заслуженный артист России, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, лауреат международных конкурсов, имеющий в репертуаре более двадцати концертов для скрипки с оркестром, камерную музыку, произведения композиторов XX века, некоторые из которых ему и посвящены.

Как и сказано в названии, мы услышим музыку итальянскую, во-первых, и Паганини, во-вторых. Начнется концерт с искрометной увертюры к довольно трагической почти забытой опере Джоаккино Россини «Сорока-воровка», продолжится Концертом №1 для скрипки с оркестром, во второй части мы услышим итальянскую, №4 симфонию Мендельсона.

Паганини играют все реже и реже, гораздо чаще о нем рассказывают легенды и снимают фильмы, последний «Паганини: скрипач дьявола», вышел в 2013 году. Материала для интриги более чем достаточно, до сих пор не известно количество скрипичных концертов, написанных композитором. Сохранились партитуры шести, остальные, возможно, будут когда-нибудь найдены. Технические приемы Паганини требуют специальных навыков и тренировок. Так, в Концерте для скрипки с оркестром №1, который и будет исполнен 13 июня, композитор написал партии инструментов оркестра в ми-бемоль мажоре, а партию солиста – в ре мажоре: это предполагает настройку скрипки на полтона выше.

Второе отделение представляет впечатление от католической Италии, составленное Феликсом Мендельсоном в раннем романтическом периоде его творчества. «Италия явилась предо мною такой ласковой, тихой, радушной, с таким разлитым повсюду мирным довольством и весельем, что этого и описать невозможно... Было как раз воскресенье, со всех сторон стекались люди с цветами, в ярких южных нарядах, у женщин – розы в волосах; мимо катили легкие кабриолеты, а мужчины ехали в церковь на ослах... Вся страна какая-то праздничная, и все кажется, что ты какой-то владетельный князь, с триумфом въезжающий в нее», – написал из итальянской поездки двадцатилетний композитор Феликс Мендельсон-Бартольди в октябре 1830 года. Тогда же он и начал сочинять свою романтическую симфонию, посвященную Италии.

Напоминаем, концерт «Шедевры Никколо Паганини. Римские каникулы» прозвучит 13 июня в Большом зале московской консерватории на Большой Никитской, начало в 19 часов.