Сергей Цеков: "Мы в Крыму давно научились находить общий язык, уважать интересы друг друга"

16 дек. 2015 г. в 00:42
1141
 
http://vestnikkavkaza.ru/video/V-Krymu-davno-nauchilis-zhit-v-mire-i-soglasii-senator-TSekov.html

31 декабря электричество будет поступать в дома всех жителей Крыма. Такое обещание дал первый заместитель председателя Совета министров республики Михаил Шеремет. "В новогоднюю ночь на елках у всех крымчан будут зажженные огни. Мы эту задачу выполним в любом случае. Безусловно, все будут встречать новогоднюю ночь при свете", – сказал Шеремет. Между тем министр энергетики России Александр Новак после запуска второй нитки энергомоста из Краснодарского края в Крым заявил, что полуостров продолжает получать порядка 160 МВт электроэнергии с территории Украины в соответствии с ранее заключенным контрактом. Но, по словам министра, получаемый из Украины объем электроэнергии уже не является для Крыма критичным.

О проблеме энергоснабжения и о других вопросах, волнующих крымчан, "Вестнику Кавказа" рассказал гость программы "Трибуна" член комитета Совета Федерации по международным делам, сенатор от Крыма Сергей Цеков.

- Одна из центральных проблем, которая сейчас существует в Крыму, энергоснабжение. Премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил, что Украина будет восстанавливать подачу энергии в Крым. Расскажите, как вы относитесь к этой инициативе, каково состояние энергосистемы Крыма?

- Ситуация была сложной в первые дни, когда безо всякого предупреждения было отключено энергообеспечение Крыма. Но потом день за днем, шаг за шагом мы включали собственную генерацию. Отремонтировали практически все, что до этого стояло на протяжении многих лет, в том числе и на теплоэлектростанциях, таких как Симферопольская, Камыш-Бурунская, подключали дизельные генераторы, газогенераторы. Все дизельные установки на сегодняшний день отремонтированы и находятся в едином процессе по обеспечению электричеством Крыма. Стали применяться бензиновые генераторы. Мы быстро стабилизировали ситуацию. За это огромное спасибо руководству Крыма и всей Российской Федерации. Быстро был введен в строй энергомост - кабель через Керченский пролив.

На Украине не верили, что все это удастся сделать так быстро. Все прекрасно понимают, что нарушение электрообеспечения Крыма осуществлено не без разрешения со стороны высшего руководства, прежде всего, [президента Украины Петра] Порошенко. Они ожидали, что после прекращения подачи электроэнергии в Крым мы собственной генерацией обойтись не смогли бы.

Сейчас мы вырабатываем собственную электроэнергию с помощью, где-то под 85-90%. А когда будет введена в строй вторая нитка, второй этап энергомоста, то мы будем обеспечены на 100%.

- За электроэнергию, поступавшую с Украины в Крым, платили по рыночной цене. Зачем Украине надо было отрезать такой источник доходов, причем постоянных и стабильных?

- Это менталитет украинской политической верхушки, которая допускает ошибку за ошибкой. Все, что они делают, вроде бы, против нас, на самом деле, они делают против себя. Запретили продуктовые поставки в Крым. В результате у нас они быстро заместилось продукцией из РФ и других стран, а они своего производителя ограничили в реализации продукции. Они потеряли этот сегмент рынка, а могли продать, получать хорошие деньги, потому что в Крыму гораздо дороже все продавалось в сравнении с Украиной. Так что наказали собственный народ.

Так и с электрообеспечением. Это была электроэнергия, которая приходит на Украину из России. Но только у России Украина покупала по одной цене, а Крыму продавала по другой. Кроме того, украинские ТЭЦ в значительной степени обеспечивались углем за счет России. За 9 месяцев Укрэнерго имело доход по поставкам электроэнергии в Крым 6 с лишним миллиардов рублей. Из этих 6 с лишним миллиардов они 1,5 миллиарда перечисляли в бюджет Украины. Чистого дохода они имели где-то около 500 миллионов рублей. То есть это деньги, которые они могли израсходовать на Украину.

- Сенатор Ольга Ковитиди напрямую обвинила в подрыве ЛЭП крымско-татарскую радикальную группировку и указала на ее связи с Турцией и с США. Как вы считаете, насколько радикалы Крыма причастны к подрыву ЛЭП на Украине, и вообще насколько сильно это радикальное движение в Крыму?

- Безусловно, причастны. Верхушка подводит крымско-татарский народ на протяжении не только последних 20 лет, но и на протяжении многих десятилетий. Люди часто оказываются игрушкой в чужих руках. Радикалы были направлены на то, чтобы подорвать ЛЭП. Сначала они очень гордились тем, что сделали, а когда поняли ситуацию, которая подпадает под терроризм, вспомнили, что у них есть родственники, друзья, собственность в Крыму, стали отказываться от содеянного.

Меджлис крымско-татарского народа, как они себя называют, и на Украине был нелегальной организацией. То Это организация, которая нигде не зарегистрирована, не легализована, которая находится вне рамок и российского, и украинского законодательства. На протяжении многих лет они фактически жили нелегально, но при этом решали многие вопросы, проводили разные мероприятия, содержали штат сотрудников. Мы еще в те времена задавали вопрос украинским властям: "Вы же прекрасно понимаете, ведь люди, которые работают в этой организации, получают деньги, но если эта организация не зарегистрирована, если у этой организации нет счетов в банке, то значит они выплачивают деньги так называемым черным налом, и вы с этим миритесь?".

На протяжении всех лет существования "меджлиса" их поддерживали европейские структуры, и американцы поддерживали, и Турция активно с ними работала, и арабские страны.

Но проблемы крымско-татарского народы были выдуманы верхушкой, которая хотела показать свою значимость. Они выдумывают проблемы, чтобы получать средства, прежде всего, на собственное содержание. Тень от деятельности этой верхушки падает на крымско-татарский народ. Но мы в Крыму уже давно научились находить общий язык, уважать интересы друг друга, жить в мире и согласии и решать общие проблемы.

Однако сейчас уже в Крыму появляется элита крымско-татарского сообщества, которая все более и более набирает вес – это новая генерация, новые руководители, которые занимают позицию мира и согласия, интеграции в российское сообщество. Это очень здорово.

- У крымско-татарского народа никогда в его истории не было столько национальных прав, сколько сейчас…

- Раньше им многое обещали, но ничего не делали. На Украине мы долгие годы вместе со здравомыслящей частью крымских татар добивались, чтобы в Крыму были три государственных языка – украинский, русский и крымско-татарский. В Крыму, несмотря на то, что мы были автономией, был один государственный язык – украинский. Но так не удалось внедрить украинский язык в повседневную жизнь. В делопроизводство внедрили, в судопроизводство, в работу милиции, прокуратуры, а в широком плане, в бытовую сферу – не смогли.

- Крым и Севастополь с января этого года находятся в свободной экономической зоне. Ощущается ли приток инвестиций? Ощущаются ли какие-то преимущества от этой зоны? Или же все преимущества блокируются западными санкциями?

- У нас должны регистрироваться субъекты свободной экономической зоны. Их уже за сто. Российские предприниматели, которые имеют определенные возможности, регистрируются, зная, что получат серьезную выгоду, работая в Крыму.

Сейчас, к сожалению, мы теряем инвесторов из Турции. Предполагалось, что в Крым будет вложено 500 млн долларов инвестиций из Турции, но в связи с позицией турецкого руководства после, того как был сбит наш самолет, мы эти отношения прекратили. Мы надеемся, что со временем у турецкого руководства будет понимание того факта, что главную ошибку допустили они.

Мы потеряли турецких инвесторов, но есть интерес со стороны Китая, Южной Кореи, некоторых фирм, которые находятся в ЕС. Инвесторы, которые умеют прогнозировать на перспективу, обходятся меньшими затратами. Интерес к Крыму есть, и серьезную роль в этом играет принятие соответствующих законов по свободной экономической зоне.

- Вы как сенатор регулярно встречаетесь с населением. Что сегодня беспокоит крымчан?

- Все вопросы социального характера были быстро решены. Когда мы воссоединялись с Россией, то предполагали, что переходный период будет долгим. Но все произошло за один-два года. Россия быстро решила основные проблемы социального характера. Пенсии были проиндексированы, и они гораздо выше, чем на Украине. Не остановилась работа учреждений здравоохранения, образования, правоохранительных органов. У нас все более и более успешно работает жилищно-коммунальное хозяйство. Ремонтируются дороги, которые последний раз ремонтировались еще во времена СССР, детские сады, школы. Есть обращения по этим вопросам, но они не носят системного характера.

Моя задача в основном законодательная, и к сенатору обращаются по вопросам, связанным с необходимостью изменений в действующим законодательстве. Например, в России есть звание Ветеран труда. Когда попытались это звание присвоить жителям Крыма, то оказалось, что для того, чтобы получить это звание, надо обязательно быть награжденным каким-то орденом или званием РФ. А у нас же ордена и звания украинские. То есть надо провести решения, которые уравняли бы в этом вопросе крымчан с другими гражданами РФ. Есть также сложности в вопросах присвоения статуса Ветеран Великой Отечественной войны. В Крыму это понятие оказалось более широким, чем по всей России. Но ведь было сказано о том, что никаких урезаний всего того, что было в Крыму, не произойдет. У нас есть такое звание как Дети войны, а во всей России нет. Сейчас думаем, может быть, и в России его следует ввести.

Много обращений по вопросам получения гражданства РФ. Эта проблема очень непростая. У нас автоматом получили гражданство РФ те, которые на момент воссоединения Крыма с Россией проживали в Крыму постоянно и были зарегистрированы. Чтобы получить гражданство РФ, надо было на момент 18 марта 2014 года постоянно проживать в Крыму. Но были случаи, когда люди постоянно проживали в Крыму, а зарегистрированы были, условно, в Луганске, в Донецке, в Одессе. Больше 50% обращений связано с этим вопросом. Если б мы смогли вот эти вопросы решить быстро, было бы здорово.

Сейчас я убеждаю ФМС: мы реализуем очень нужную и важную для РФ программу добровольного переселения российских соотечественников, тратим на это приличные деньги за рубежом и в России, а ведь есть крымчане - граждане Украины. Они никаких не просят денег и никакой помощи. Сделайте их гражданами РФ, и они будут вносить вклад в экономику не только Крыма, но и России. Так что есть моменты, которые вносят дискомфорт в проблемы интеграции Крыма. Мы решим их, просто для этого нужно время.

Продолжение следует