Найдена планета, год на которой длится меньше суток - СМИ

21 февр. 2020 г. в 18:32
1954

Найдена планета, год на которой длится меньше суток - СМИ

Ученые обнаружили экзопланету из класса горячих юпитеров, совершающую полный оборот вокруг своей материнской звезды всего за 18 часов - самый короткий орбитальный период, когда-либо наблюдавшийся для планеты такого типа, - пишет журнал Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Планету NGTS-10b обнаружили на расстоянии около тысячи световых лет от Земли в рамках проекта "Транзитное исследование следующего поколения" (NGTS - Next-Generation Transit Survey), направленного на поиск экзопланет размером до Нептуна с использованием метода транзита. Суть метода заключается в том, что астрономы наблюдают за звездами на предмет обнаружения явного падения яркости, которое указывает на то, что перед ними прошла планета, - передает РИА Новости.

Роботизированную систему поиска экзопланет NGTS, состоящую из двенадцати телескопов, развернули на базе Паранальской обсерватории в пустыне Атакама в Чили. В каждый конкретный момент система наблюдается 100 квадратных градусов неба - площадь, вмещающую около 100 тыс звезд. Одна из этих звезд привлекла внимание астрономов из-за очень частых провалов в ее светимости, связанных с быстрым прохождением планеты.

"Мы рады объявить об открытии NGTS-10b, чрезвычайно короткой периодической планеты размером с Юпитер, вращающейся вокруг звезды, не слишком отличающейся от нашего Солнца, - приводятся в пресс-релизе слова руководителя исследования, британского астронома Джеймса МакКормака из Уорикского университета. - Хотя теоретически горячие юпитеры с короткими орбитальными периодами менее 24 часов легче всего обнаруживать из-за их большого размера и частых транзитов, они оказались крайне редкими. Из сотен известных горячих юпитеров в настоящее время существует только семь с орбитальным периодом менее одного земного дня".

Один год на поверхности этого газового гиганта, похожего по размеру и составу на Юпитер, проходит всего за 18 часов. Он вращается так быстро, потому что находится очень близко к звезде - расстояние до нее всего в два раза больше диаметра самой звезды. Скорее всего, планета постоянно обращена к звезде только одной своей стороной, которая нагревается, по оценкам ученых, до 1000 градусов Цельсия. Сама звезда по размерам примерно на 30% меньше нашего Солнца и на 1000 градусов холоднее.

Если сравнивать с Солнечной системой, то NGTS-10b расположен к своему солнцу в 27 раз ближе, чем Меркурий к нашему. Ученые отмечают, что это очень близко к так называемому пределу Роша - точке, в которой приливные силы звезды в конечном итоге разорвут планету на части.

Экзопланета движется по спирали, постепенно приближаясь к звезде, и пересечет предел Роша через 38 млн лет, то есть она обречена. Исследователи считают большой удачей, что им удалось наблюдать положение планеты в переломной точке своего жизненного цикла, что поможет им ответить на вопросы об эволюции планет такого типа.

Еще один автор статьи, Дэвид Браун из того же Уорикского университета добавляет: "Считается, что эти планеты с ультракороткими орбитами мигрируют из внешних областей своих солнечных систем и в конечном итоге поглощаются или разрушаются звездой. Нам очень повезло поймать ее на этой короткой периодической орбите. Но есть вероятность и того, что процессы, посредством которых планета мигрирует к звезде, менее эффективны, чем мы думаем, и в этом случае планета может жить в этой конфигурации в течение более длительного периода времени".

Астрономы планируют подать заявку на приборное время, чтобы продолжить наблюдение за NGTS-10b в течение следующего десятилетия и с помощью высокоточных измерений определить, останется ли эта планета на своей орбите или будет продолжать спирально приближаться к звезде. Это во многом определит в будущем взгляд ученых на эволюцию горячих юпитеров.