Новый облик Центральной Азии. Смена политического курса Узбекистана

24 нояб. 2017 г. в 13:55
1242
 
Новый облик Центральной Азии. Смена политического курса Узбекистана

Усилия Узбекистана по налаживанию и улучшению отношений со своими соседями, представляющие собой резкое изменение по сравнению с прошлым изоляционизмом, могут значительно повысить влияние Центральной Азии на международной арене. Ранее в этом месяце в Узбекистане прошла международная конференция по безопасности в Самарканде, втором по величине городе страны. В ходе двухдневного заседания президент Шавкат Мирзиёев предложил регулярно проводить региональные встречи на высшем уровне между пятью странами Центральной Азии.

Переход к укреплению региональных связей и даже к тому, чтобы играть ведущую роль в таком сотрудничестве, знаменует серьезный дипломатический сдвиг, произошедший в стране год спустя после смерти президента Ислама Каримова, внешняя политика которого характеризовалась решительной независимостью. В тесном сотрудничестве с самой густонаселенной страной региона, лидирующей в военном и экономическом отношениях, пять стран Центральной Азии могли бы усилить свое противодействие влиятельным сверхдержавам: России и Китаю.

По сведениям, поступившим из Узбекистана, лидеры четырех других стран Центральной Азии – Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана – согласились проводить постоянные региональные встречи. Первое из подобных собраний может состояться уже в следующем году. Встреча станет первым круглым столом стран Центральной Азии, где вопросы региональной политики будут обсуждаться без влияния сверхдержав. На сегодняшний день бывшие республики Советского Союза, как правило, являются членами альянсов, возглавляемых Китаем или Россией, включая Шанхайскую организацию сотрудничества.

Каримов, скончавшийся в сентябре прошлого года, руководил Узбекистаном более четверти века. Его авторитарный режим очень осторожно относился к установлению тесных отношений с другими экономиками. На протяжении почти 27-летнего режима между Узбекистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном не прекращались споры по погранично-национальным вопросам, а также проблемам водных ресурсов. В свою очередь, Мирзиёев, избранный в декабре прошлого года, своей главной задачей считает восстановление связей с соседними странами.

Возможные направления

Вскоре после вступления в должность Мирзиёев посетил Туркменистан и Казахстан. В сентябре он совершил первый президентский визит в Кыргызстан за последние 17 лет и провел двусторонние переговоры со своим коллегой Алмазбеком Атамбаевым. Мирзиёев также активно сближается с правительством Таджикистана.

Министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов настаивает на том, что укрепление сотрудничества с соседними странами имеет важное значение для решения вопросов безопасности и урегулирования пограничных споров, а также для содействия развитию региональной транспортной инфраструктуры. Узбекистан, похоже, заинтересован в создании среды, которая могла бы помочь привлечь иностранные инвестиции, и в конечном счете, расширить экономику. Страна встала на путь модернизации экономики и недавно провела либерализацию валютного законодательства.

Еще одну многообещающую возможность для Узбекистана предоставляет инициативный проект КНР ”Один пояс – один путь”, который способен подтолкнуть страну к расширению связей с соседями путем развития инфраструктурных сетей. Также Мирзиёев рассчитывает улучшить международный имидж своей страны в вопросах соблюдения прав человека, восстановив тем самым доверительные отношения с западными партнерами. Европейские дипломаты оценивают изменения в Узбекистане, видя в них позитивные признаки стабильности всего региона. При этом будущее страны как демократического и либерального государства пока остается неопределенным.

Несмотря на напряженный график с момента вступления в должность, президент уже посетил Россию, Китай и США. Его стремление налаживать связи со сверхдержавами, не опираясь на какую-либо конкретную страну или регион, отражает тщательность стратегии, в основе которой лежит сохранение независимости от любого блока власти.

В интервью, данном The Nikkei, министр иностранных дел Камилов опроверг предположения о том, что Узбекистан рассматривает возможность вступления в Евразийский экономический союз и Организацию Договора о коллективной безопасности, хотя большинство стран Центральной Азии присоединились к этим союзам, которые возглавляет Москва.

The Nikkei