Офелия боится воды

фото МХТ / Екатерина Цветкова
фото МХТ / Екатерина Цветкова

На Малой сцене МХТ им. Чехова шекспировская трагедия оборачивается мелодрамой наших дней

 

 

 

Спектакль на малой сцене – это как вечер у камина в кругу близких людей. Зритель удобно устраивается на своем месте, чтобы ничто не мешало погрузиться в какую-нибудь небольшую и необременительную историю. О чем – не важно, главное, атмосфера и настроение. И чтоб потом осталось и подольше держалось послевкусие. Именно такая постановка недавно и появилась на Малой сцене МХТ им. Чехова.

 

Про что спектакль?

Про современную семью в кризисе, случившемся по множеству причин – измена, проблемы на работе, сын в подростковом возрасте и пожилая свекровь с тараканами в голове. Отягчающие обстоятельства тлеют, прорываясь наружу догадками, с которыми поступают как с неприятными запахами: включается кондиционер или открывается окно, и проветривается помещение. В результате, не без потерь и перестановок, жизнь как-то налаживается.

 

Причем тут Офелия?

В спектакле много от «Гамлета». А где Гамлет, там и Офелия. Их имена – код к другому взгляду на сюжет. Если не считывается, воспринимайте, как обычную мелодраму.

Режиссер спектакля, Марина Брусникина так и говорит:

«В этой истории много вопросов и вариантов ответа на них. И каждый зритель сам выберет, какой ему нравится. Мы с артистами точно знаем, про что мы играем, но не хотим навязывать свой взгляд. Зацепились за Гамлета и что-то почувствовали, попробуйте, поселить героев шекспировской трагедии в своей квартире…»

Автор пьесы и проверяет, можно ли наложить трагедию датского королевства на менталитет современного человека. Сегодняшняя условная Офелия тоже боится воды, не умеет плавать, но не идет на поводу обстоятельств, а сопротивляется и выживает. В финале спектакля она спокойно бредет по берегу моря. И море «мои ноги облизывает, и я становлюсь морем». А потом она наверняка научилась плавать и прекрасно отдохнула. Правда, это уже за рамками спектакля. Страсти, несколько веков назад доводящие до трагедии, сегодня тонут на мелодраматическом мелководье.

 

Очевидные плюсы

Режиссер Марина Брусникина – проницательная, мудрая и неординарная, работающая в основном с современной драматургией. Ей всегда удается найти ударные ноты в человеческих отношениях, выходящие за рамки эпох, и показать их преломление в сегодняшних условиях.

Автор пьесы – Юля Тупикина, один из наиболее заметных современных драматургов.

Сама пьеса получила первую премию в конкурсе драматургов «Евразия» и заняла первую строчку в конкурсе «Первая читка» на фестивале «Пять вечеров».

Сценография Наны Абдрашитовой. Узнаваемые металлические кабинки для переодевания, как на советских курортах, стоят на сцене с начала и до конца спектакля, намекая на то, что их черед ещё настанет. А пока их то и дело передвигают с места на место как обстоятельства жизни, в поисках решения. Декорация выстроена под заголовок: героиня всегда боялась воды, и это мешало жить. А когда надоело бояться, изменила ситуацию и приехала на море. И у зрителей тоже появляется желание «разрулить», наконец-то, жизнь, как хочется.

Актерский состав: Наталья Тенякова (Гера, свекровь, предположительно – сокращенно от Гертруда), Дарья Юрская (Лия, жена – от Офелия), Наталья Рогожкина (Лора, сестра жены – от Лаэрт который брат Офелии), Игорь Золотовицкий и Олег Тополянский (отец семейства, это не Гамлет) и Ваня (Павел Филиппов, подросток, тоже не Гамлет).

Гамлет как тень, точнее, как воспоминание и тема разговора, почти все время на сцене. Куда же без него?!

Ближайшие спектакли 19 февраля, 13 и 20 марта

 

Людмила Привизенцева


Другие материалы

-
-