Константин Райкин: "Я надеюсь на лучшее, но готовлю себя к худшему"

Российский государственный театр «Сатирикон» вошел в свой 80-й сезон. На традиционном сборе труппы выступил художественный руководитель театра, народный артист России Константин Райкин. На встрече присутствовала корреспондент ZN Людмила Привизенцева.

 

 

Про прошлый сезон

Мы прожили очень трудный год, потому что мы бездомные (здание театра находится на реконструкции – прим. ред.). Но даже в таких условиях мы выпустили три спектакля. Из институтских заготовок героическими усилиями и талантами педагогов и выпускников Высшей школы сценических искусств, режиссеров и молодых артистов выросли два очень любопытных спектакля – «НеПушкин» и «Небалет». Экзаменационные работы превратились в серьезные высказывания на большой сцене.

Третий спектакль «Дон Жуан» по пьесе Мольера – редкостно трудный. Его рождение еще продолжается. И может вылиться в серьезное и высокое творческое высказывание. Это связано с гениальной пьесой, с работой очень талантливых режиссера Егора Перегудова и художника Владимира Арефьева. И конечно же с работой всего нашего коллектива, и прежде всего моих коллег, артистов, которые меня в процессе работы поражали мерой своего дарования и мастерства. Они работали талантливо, бесстрашно, умело, гибко. Егор Перегудов создавал атмосферу импровизации и веселого творчества. Я до сих пор нахожусь под впечатлением от того репетиционного периода, который предшествовал премьере. В этом спектакле конечно же намечено несколько прекрасных актерских творений.

 

Про реконструкцию здания театра

В 2019 году мы должны въехать в наш театр. Сейчас строительство идет все время, безостановочно, без выходных. Но построить надо много. И мы это держим на контроле. А пока мы бездомные, мы находимся в очень сложном плавании. Наша бездомность имеет разные этапы. Поначалу нас милосердно приютил дом «Планета КВН». Он нам давал возможность играть почти каждый день. А сейчас такой возможности нет. Нам выделяют очень немного времени, в последний момент называются дни, когда мы можем репетировать и играть на сцене «Планеты КВН». Вот в ноябре у нас только 10 таких дней. Про декабрь еще даже речи нет, про январь-февраль и дальше – тем более. И мы будем изыскивать возможность проводить спектакли еще где-то – гастроли, другие помещения по Москве. В связи с этим обстоятельством расписание будет уточняться, меняться, добавляться, иначе мы не сможем существовать. И артистам придется менять на ходу свои планы.

 

Дом будет выстроен когда-нибудь. Важно, чтобы было, кому в нем жить

 

Про новые спектакли

У нас начинается юбилейный сезон – 80-й. Мы в ближайшие дни начинаем репетировать пьесу Ланы Сидерос «Всем, кого касается». В ней будут заняты молодые актеры.

И я предложил Юрию Бутусову поставить у нас спектакль, которым мы бы отметили новоселье. Мне кажется, было бы красиво, если бы Юра, человек для нас родной и близкий, открыл сцену своей постановкой. Юрий Николаевич всегда с большим вниманием относится к предложениям театра о сотрудничестве. Он меня услышал, он нас любит и обещал ответить в ближайшее время.

Если он согласится, то будем думать о пьесе, о названии. И мне хотелось бы, выпустив один спектакль на большой сцене, сразу приступить к репетиции другого…

 

Про гастроли

Нам представят гастроли в Италии в конце сентября с «Лекарем по неволе». В ноябре – Сургут, декабрь – Прибалтика. На следующий год мы примем участие в фестивале русские сезоны в Германии. Сейчас ведем переговоры о городах. Покажем «Короля Лира» и еще один спектакль…

 

Про самое важное

Из-за нашей бездомности большая часть творческих интересов артистов может переноситься на другие площадки. Идут деструктивные процессы рассредоточенности и сбоя прицела. Инструмент, на котором играют многие, не может быть точно настроен. И поэтому даже очень преданный артист, играя много в других местах, меняется. И работать с ним уже сложнее.

И нам надо изо всех сил продолжать держаться. Я надеюсь на лучшее, но готовлю себя к худшему всегда. Так я устроен. Дом будет выстроен когда-нибудь. Важно, что было, кому в нем жить. И призываю всех беречь наше сообщество, наш театр, нашу компанию. Мне нравилось, как мы в прошлом сезоне отмечали юбилеи спектаклей и дни рождения в моем маленьком кабинете в Высшей школы сценических искусств. Это были наши позывные друг другу, очень эмоциональные, о том, что мы рядом, вместе, друг по другу скучаем, друг в друге нуждаемся.

 

 

 


Другие материалы

-
-