Театр в феврале

Похоже, театралам не удастся пересидеть дома февраль – ветренный, слякотный и депрессивный месяц, когда совсем не хочется выходить из дома. Один за другим театры объявляют премьеры. Так что – на старт!

 

 

 

Малый зал – большой юбилей

Кто помнит, тот помнит, какое это было удовольствие: конец 70-х, Раневская и Плятт в легендарном спектакле Анатолия Эфроса в театре им. Моссовета «Дальше-тишина», поставленном по пьесе американского драматурга и сценариста Виньи Дельмар «Уступи место завтрашнему дню». Тогда, в октябре 1982 года Фаина Георгиевна в последний раз вышла на сцену. А кто не застал, может посмотреть авторскую телеверсию.

Незамысловатый сюжет, блестящие диалоги и монологи, фразы, разошедшиеся на цитаты, – вполне себе классическая драма. Супруги Люси и Барклей Куперы прожили вместе длинную жизнь, вырастили детей и коротают старость. Идиллию прерывает известие о том, что дом стариков забирает банк. Пара обращается за помощью к детям. Те приезжают и находят решение… очень логичное, но…

После Анатолия Эфроса на следующий «подход» к пьесе отважилась в прошлом году Евдокия Германова. Говорят, что пьесу даже заново перевели на русский. Но подтверждения этому факту не найдено. Свою версию Германова назвала «Экспресс Калифорния». Главные роли играют Сергей Никоненко, Александра Назарова, Алена Яковлева. Спектакль идет на разных площадках, последний раз его видели в минувшем декабре на сцене ЦДЛ.

И вот новый опыт. Малый театр, малый зал – большая актриса и ее большой юбилей.

Народная артистка России Людмила Полякова давно мечтала о роли Люси Купер: "Я люблю эту пьесу с тех пор, как впервые увидела спектакль Эфроса в Театре Моссовета. Мысль о том, что когда-нибудь и я смогу сыграть эту героиню жила во мне. Когда зашла речь о моем юбилейном спектакле, я принесла пьесу «Дальше – тишина» в театр. Юрий Мефодьевич Соломин загорелся постановкой. В нашей жизни так много злобы и обид, и так не хватает душевного тепла. Я уверена, что этот спектакль очень нужен сейчас". Над постановкой работает режиссер, народный артист СССР Юрий Соломин, вторая главная роль – Барклея Купер – у народного артиста России Владимира Носика. Работа над спектаклем близиться к концу. Премьера ожидается со дня на день.

 

Уроки истории

МХТ им. А. П. Чехова постоянно осваивает новые формы общения со зрителями. В этом году при театре открылся лекторий. В назначенный день и час все желающие могут прийти и послушать лекцию по истории Художественного театра. Перед аудиторией выступят Анатолий Смелянский, Алексей Бартошевич, Ольга Егошина, Александр Чепуров и другие московские и санкт-петербургские театроведы.

Ближайшая лекция назначена на 13 февраля. Ее тема: «Василий Сахновский в Художественном театре», ведущий – доктор искусствоведения Владислав Иванов.

Режиссера, театроведа, педагога Василия Григорьевича Сахновского связывает с МХТ 20 лет жизни. Он появился в театре по приглашению В.И. Немировича-Данченко, был его заместителем по художественной части. Именно Сахновский вместе с Немировичем в 1937-м году поставили ту самую знаменитую «Анну Каренину» с Аллой Тарасовой и Николаем Хмелевым. И кто знает, какие еще чудесные спектакли могли бы появиться в репертуаре МХАТ, проживи Сахновский дольше. Так, незадолго до смерти в 1945-м году они с Немировичем-Данченко начали работу над «Гамлетом».

Следующая лекция пройдет в марте. Следите за новостями театра в обзорах ZN и на сайте МХТ им. Чехова.

Вход свободный, но количество мест ограничено. Так что, спешите.

 

Кто-то еще верит в идеалы

Новая пьеса Ивана Охлобыстина «Дюма» написана полгода назад. Её ждали многие поклонники разностороннего творчества Охлобыстина, но нетерпеливее других Михаил Ефремов, который немедленно взялся за постановку. И это первая после ремонта премьера на Основной сцене Современника. Так что причин для пристального интереса к этой работе более чем достаточно. «Дюма» – пьеса, как говорит её автор: «Не биографическая, в ней нет подробностей жизни ни Дюма-отца, ни Дюма-сына. Она вообще не об этом. Это – некая система координат, внутри которой живут актеры современного провинциального театра, всю жизнь играющие «Трех мушкетеров». В их мире – смешном, странном, искривленном – любому чужаку крайне дискомфортно. Чего не скажешь о богаче, купившем себе на один вечер право играть главную роль. С его появления в театре и начинается вся история. В ней, вопреки известному всем сюжету, девизу «Один за всех и все за одного!» следуют не только Атос, Портос и Арамис, но и Миледи, Констанция, королева Анна и даже Ришелье. Словом, мой «Дюма» – веселый и ироничный спектакль о том, что все средства хороши, когда отстаиваешь то, что по-настоящему дорого. И делаешь это, как настоящие мушкетеры, способные сражаться не только за подвески, но и за идеалы...»

«Дюма» – не первое «место встречи» на сцене драматурга Ивана Охлобыстна и режиссера Михаила Ефремова. В 1996 году Ефремов поставил на малой сцене МХТ им. Чехова первую пьесу Охлобыстина «Злодейку, или Крик дельфина». Над «Дюма» в Современнике работали сценограф Евгений Митта, художник по свету Владислав Опельянц, композиторы Софья Кругликова и Алексей Яблоков, хореограф Андрей Сергиевский, видеохудожник Анна Титовец, профессиональные фехтовальщики Михаил Бельский, Евгений Гулюгин, Сергей Самородов. В режиссерскую группу спектакля также вошли Марина Брусникина, Александр Кахун, Роман Хеидзе. В спектакле заняты Александр Хованский, Олег Феоктистов, Сергей Гирин, Евгений Павлов, Дмитрий Смолев, Мария Аниканова, Марина Феоктистова, Полина Пахомова, Марина Лебедева, Таисия Михолап, Виктор Тульчинский, Александр Кахун, Александр Рапопорт, Олег Плаксин, Кирилл Мажаров,

Премьерные показы 8, 9, 13 и 22 февраля.

 

Студия и пьеска-малютка

Студия – в театре им. Вахтангова, а пьеса Нины Садур – «Замерзли». На пересечении этих двух величин – спектакль «Все будет».

В Театре им. Вахтангова, как в большом поместье рачительных и мудрых хозяев, – чаще, чем в других появляются новые площадки, актеры, звучат неизвестные имена, которые быстро становятся сенсацией. Так случилось и на этот раз. Едва закрылась Первая студия театра, и 24 её студийца стали артистами основной труппы, как по инициативе Римаса Туминаса было объявлено о наборе новой стажерской группы. Отобрали 8 человек. Они-то и представят на суд зрителей одну из самых таинственных пьес Нины Садур, которую автор назвала «малюткой» за, и правда, совсем небольшой объем.

Выбор материала для дебюта – удачнее не бывает. В спектакле всего четыре персонажа – две девушки, моющие полы в театре, Надя и Лейла, глухонемой работник сцены Лева и Охранник. И вдруг в их будни врывается тема давно ушедшей театральной эпохи: история Камерного театра и его создателей – Александра Таирова и Алисы Коонен. Драматург как всегда органично, но неожиданно пересекает время и переносит артистов и зрителей в совершенно другую эпоху. И все это чудо происходит под песни Земфиры.

Гульназ Балпеисова, режиссер спектакля, так рассказала о своей работе:

"Я искала материал, в котором могла бы соединиться с творчеством Земфиры – оно попадает в сердце, обладает невероятной силой вдохновения. Поэтому музыкальным лейтмотивом спектакля стали ее песни. «Мы помыкаемся, помыкаемся по молодости, а потом все будет», – говорит один из героев пьесы. Холод одиночества, тоска по дому, отсутствие любви и… вера. Вера, что все будет, и будет хорошо".

Согласитесь, узнаваемая ситуация. Типичная для нашего времени, когда в Москву в поисках успеха и благополучия ежедневно приезжают толпы провинциалов, а столица окатывает их ледяным холодом. Как тут не замерзнуть! Но ведь кому-то это удается. Впрочем, сама Алиса Георгиевна была коренной москвичкой. А вот Александр Таиров родом из города Ровны, в ту пору – дальнего уголка Российской империи, а сегодня находящего за ее пределами, в Украине.

Ближайшие спектакли 10 и 23 февраля, 7 и 23марта. Начало в 19:30.

 

Людмила Привизенцева

 

 


Другие материалы

-
-