Отныне это самый дорогой шедевр живописи, когда-либо виденный миром. Менее, чем за 20 минут торгов между шестью участниками, «Спаситель Мира» Леонардо был продан, к всеобщему изумлению, за 450, 3 миллиона долларов (382 млн евро). Место – аукционный дом Кристис, Нью-Йорк. Предыдущий рекорд принадлежал полотну Пикассо «Алжирские женщины», которое в 2005 году было продано за 179,4 млн. «Пикассо – великий художник, однако Леонардо остается наиболее востребованным мастером всех времен, и при этом, наименее плодовитым. Люди знали, что это последний шанс приобрести картину подобного масштаба», – объясняет арт-специалист, Луис Гузьер.
Покупатель, имя которого не раскрывается, видимо, не смутился ни состоянием картины, в значительной степени отреставрированной, ни сомнениями в её авторстве, которые высказывают некоторые искусствоведы. Написанное, вне всякого сомнения, в начале XVI века на ореховой доске произведение в XVII веке оказалось в коллекции английского короля Карла I. В дальнейшем след её теряется, до тех пор, пока она вновь не объявилась в 1900 в хранилище одного из музеев Ричмонда. Её принадлежность кисти титана Возрождения к тому моменту уже забылась.
Когда картина впервые появилась на стендах публичных торгов, в 1958 году в Сотбис, она была представлена в качестве творения безыменного «последователя Леонардо» и продана за 45 фунтов стерлингов! В 2005-м трое коммерсантов отыскали её на американских торгах, приобрели за 10 000 долларов, отреставрировали и сдали на экспертизу четырем мировым специалистам по творчеству да Винчи. В 2011 ими всеми была установлена аутентичность произведения. Два года спустя маклер Ив Бувье купил её за 83 млн. долларов и тут же перепродал за 127,5 российскому миллиардеру Дмитрию Рыболовлеву, предварительно отправив тому письмо: «Покупатель, который заплатит слишком много за картину, которая никому не нужна, прослывет белой вороной и потеряет доверие, став посмешищем на рынке искусства».
Сомнения в авторстве
На этом история не завершилась. В январе 2015 олигарх назвал Бувье мошенником, который обогатился за его счет. Картина, находившаяся до тех пор в Сингапуре, была отправлена на Кипр, где оставалась еще два года, пока Рыболовлев в этом году не принял решение её продать.
На настоящий момент некоторые редкие голоса выражают сомнения в том, что Лик Спасителя действительно написал Леонардо. Нью-Йорк Таймс приводит выдержки из оценки эксперта Жака Франка: «композиция не свойственная Леонардо», «хорошая работа мастерской, в лучшем случае, с несколькими мазками Леонардо». Состояние полотна заставляет искусствоведов вздрагивать. Парижский знаток искусства сокрушается: «Все, что дальше правой руки Христа – практически стерто. За такие деньги можно было бы требовать хотя бы две руки!»
Успешный маркетинг «Кристис» заставил забыть практически все подобные выпады. Картина побывала в Сан-Франциско, Гонконге и Лондоне. Для максимальной привлекательности, Луис Гузье поместил «Спасителя» в раздел современного искусства, рядом с картиной Энди Уорхолла «Тайная вечеря», посвященной другой знаменитой работе Леонардо. «Картину бы в любом случае оценили так высоко, где бы она ни была помещена на аукционе, и где бы тот ни проходил: в Гонолулу, Париже, Лондоне и т.д. Леонардо да Винчи – художник вне категорий». А любовь к искусству бесценна.