После воссоединения с Украиной отношения России с Речью Посполитой складывались запутанно. По Андрусовскому 13-летнему перемирию (1667 год) Польша возвратила России Смоленское и Черниговское воеводства и признала воссоединение с Россией Левобережной Украины. Что касается Киева, то поляки согласились оставить его московским государям во временном владении, до окончания срока перемирия. Однако тринадцать лет истекли, а Киев продолжал оставаться русским владением. Обе стороны не возобновляли войну и не могли договориться о прочном мире.
Варшава нуждалась в деньгах, поэтому была готова обсудить с Москвой сделку купли-продажи Киева и официально отказаться от него. Начались долгие переговоры о цене. Торговались несколько месяцев в стиле восточного базара. Изначально польские послы назвали сумму 4 миллиона злотых (800 тысяч рублей), в ответ русские дали свою цену, в 26 раз меньше, – 30 тысяч рублей. На 200 тысячах рублей переговоры застряли: московские бояре "уперлись" и предложили полякам ехать домой. Те неделю демонстративно готовились к отъезду, после чего сообщили, что согласны и на 150 тысяч. Следующие две недели переговоров сэкономили Москве еще 4 тысячи рублей. В конечном итоге два славянских государства сторговались на 146 тысячах.
В течение года серебро гружеными телегами доставлялось в Варшаву. Цена покупки была равна 10 процентам годового бюджета России. В Москве опасались, что Польша использует вырученные деньги на модернизацию и расширение армии, но они были поделены между родовой знатью Речи Посполитой и не способствовали милитаризации соседнего государства. Вместе с покупкой города был заключен договор о «Вечном мире».