Сегодня, 27 июня на сцене МХТ им. Чехова проходит прощание с Аллой Покровской, выдающейся актрисой, театральным режиссером, одним из ведущих педагогов Школы-студии МХАТ. Некоторые из тех, кто знал Аллу Борисовну лично поделились воспоминаниями о ней с «ZN».
Авангард Леонтьев, артист МХТ им. Чехова
Алла Покровская была верной и очень талантливой ученицей Олега Ефремова и своих учителей по школе-студии МХАТ. Когда она пришла 1959 году в «Современник», то вошла в сильную группу актрис, ведущих репертуар. Это Татьяна Лаврова, Лилия Толмачева и Нина Дорошина... Алла Покровская встала в один ряд с ними. Иногда в «Современнике» говорили, что Покровская играет так, как играл бы Ефремов, если бы был женщиной. И с большим энтузиазмом и душевными затратами Алла осваивала ефремовскую школу. Но прошли годы и после ухода Ефремова из «Современника» Алла продолжила играть ведущие роли у Галины Волчек, которая делала на нее ставку. Но по прошествии времени Покровская перешла в Художественный театр, сначала на отдельные роли, а потом и в труппу на постоянной основе. Но дело в том, что какую бы роль не играла Покровская, она всегда была живой. Ей всегда верили, потому что она играла от первого лица – от себя. Придя в школу-студию преподавателем мастерства актера, Алла Борисовна продолжила эту линию. Ее ученики играют собой, не изображают кого-то, а выращивают роль из себя. Каждый новый образ – только из своих собственных ингредиентов. И в этом смысле Покровская – замечательный представитель русской натуральной актерской школы. Она сама ее прекрасно воплощала в своей актерской практике. Она сумела этому научить и своих учеников, среди которых и Дмитрий Брусникин, Марина Брусникина, и Роман Козак, и Александр Феклистов, и эстрадный певец Сергей Лазарев, который учился у Покровской драматическому искусству.
Алла Покровская дала нам повод усомниться в поговорке, что природа отдыхает на детях выдающихся родителей. Покровская – дочь великого оперного режиссера Бориса Покровского и режиссера Центрального детского театра Анны Некрасовой. Природа не отдохнула ни только на ней, но и на ее сыне Михаиле Ефремове – выдающемся актере современности. И внуки Аллы, Мишины дети, тоже со драматическими способностями. Короче говоря, Алла будет жить и дальше в своем сыне, в тех, кого она научила, кого поставила на ноги.
Аллочка очень поддержала меня, молодого артиста «Современника», только что пришедшего со студенческой скамьи. Я чувствовал, что сильно отстаю от них от всех – от Евстигнеева, Табакова, Волчек, Лавровой, Дорошиной и Покровской. Но Алла, будучи женой главного режиссера, меня всегда поощряла и подбадривала. И я с радостью и надеждой ловил ее взгляд. Ее поддержка мне очень дорога.
Александр Калягин, председатель Союза театральных деятелей, художественный руководитель Театра Et Cetera
Алла была мне очень близким и родным человеком, и ее уход – это огромное мое личное горе. Я потерял настоящего друга. Она занимала очень важное место в моей жизни. Как же я хотел заманить Аллу Покровскую в свой театр! Как хотел, чтобы она помогла мне, ведь одним своим присутствием она немножко бы подтянула моих ребят… Но не случилось, мне очень жаль. Интеллигентнейший и добрейший человек, такие люди, как она встречаются очень редко, особенно в нашей актерской среде. Может быть, потому, что она дочь великих родителей, в ней было столько достоинства, столько благородства.. Я не могу этого точно знать, но думаю, что она с детства была окружена такой атмосферой, в которой и вырастают такие мощные творческие личности. И она очень достойно носила свою фамилию. Я очень любил и люблю этого человека, очень дорожил нашей дружбой. Аллу любили абсолютно все – коллеги, друзья, боготворили ученики. Но она была человеком особенным, я затруднюсь назвать еще кого-то, кто был бы столь человечески совершенен. Ее интеллигентность и чувство юмора, внутренний аристократизм и одновременно скромность, потрясающая образованность и уникальный актерский дар – в ней восхищало все. Она студентам давала так много, что я думаю, очень многие ее ученики обязаны ей своими сложившимися актерскими судьбами. Она учила и профессии, и театральной этике. И это огромная утрата для всей театральной культуры страны. Мои самые искренние соболезнования Мише Ефремову, всей семье, всем, кто ее знал и любил, а таких людей очень много.
Екатерина Кузнецова, художник-конструктор художественно-постановочной части МХТ им. Чехова.
В 1999 году последний, к сожалению, курс О.Н. Ефремова почти полным составом пришел в Художественный театр, образовав студийную группу. Дипломный спектакль этого курса «Бабье царство» по рассказу А.П.Чехова был перенесен на Малую сцену МХТ. И случилось маленькое чудо: Алла Борисовна вместе с Николаем Лаврентьевичем Скориком позвали меня в спектакль в качестве художника!.. В Школе-студии спектакль имел оформление простое, студенческое, «из подбора». С одной стороны, для профессиональной сцены надо было придать спектаклю сценографической солидности, а с другой – не дать ему потерять очарование «студийности». И придумались ширмы, разновысотные, трех-, четырехстворчатые, затянутые разными тканями. Их довольно быстро можно было переставлять, меняя места действия. Идея эта, как мне кажется спустя почти 20 лет, не страдала особой оригинальностью, но тем не менее вполне органично поддержала изначальный замысел спектакля. Алла Борисовна и как педагог была прекрасна в этой работе, и как режиссер – строга и требовательна. Для меня счастьем стало наше совместное существование в «Бабьем царстве». В мае 2000 года «Бабье царство» поехало в Мелихово. Грустно знаменательным событием стал приезд О.Н. Ефремова. Хотел посмотреть на своих учеников. Есть общая фотография, запечатлевшая Олега Николаевича в окружении ребят. Ефремов побыл немного и уехал. Через четыре дня его не стало.
Константин Райкин и «Сатирикон».
Умерла Алла Борисовна Покровская. Замечательная актриса, выдающийся педагог, глубоко порядочный прекрасный человек, высочайший профессионал театрального дела. Ее мнение, оценка, точка зрения были чрезвычайно важны для многих мастеров отечественного театра, большая часть которых является ее непосредственными учениками или коллегами по работе. Я в моей театральной судьбе удостоился чести не раз быть ее партнером по сцене, два раза играл в спектаклях поставленных ею как режиссером-педагогом, кроме того, она преподавала на курсах, где я был художественным руководителем. Ее педагогическое мастерство было недосягаемым. Она творила чудеса со студентами. Часто бывало, что в отрывках и спектаклях, поставленных Аллой Покровской, будущие артисты достигали таких поразительных результатов, какие уже нигде никогда не могли потом повторить. Студенты обожали и боготворили ее. И очень боялись. Она была бесконечно добра и очень строга одновременно. Я очень, очень любил ее и дорожил нашей дружбой. Это невосполнимая горькая утрата. Прощайте, родная любимая Аллочка...
Дмитрий Бертман, режиссер, художественный руководитель «Геликон-оперы».
Алла Борисовна была невероятно чутким, скромным, теплым человеком и всех вокруг освещала и согревала, как солнце. Она жила неподалеку от «Геликон-оперы» и всегда приходила на наши премьеры. Человек драматического театра, она интересовалась и музыкальным театром тоже, который был для нее чем-то очень близким и родным. Последний раз с Аллой Борисовной я общался по телефону пару месяцев назад. У нее были проблемы со спиной, но она боролась. Михаил Олегович Ефремов сделал все возможное, чтобы помочь ей. Помню, как она говорила, что чувствует себя лучше и скоро вернется в театр. Сегодняшняя новость стала ударом. Вечная ей память и скорейшей встречи с мамой и папой, которых она любила, боготворила и обожала. Мои глубочайшие соболезнования всей семье…
Марина Брусникина, режиссер, художественный руководитель театра «Практика», педагог Школы-студии МХАТ.
Главное слово, которое неразрывно ассоциируется с Аллой Борисовной, это «учитель». Мы пришли к ней совсем еще юными, и с тех пор она стала для нас ориентиром. Для меня она была учителем с большой буквы. Уникальный человек: умна, интеллигентна, талантлива и в лучшем смысле слова неспокойна. Она была человеком, интересующимся и очень живым. Ее уход – это наша общая утрата.
Сергей Лазарев, певец.
Не стало Аллы Борисовны Покровской. Гениального и мудрого человека, моего любимейшего педагога и актрисы. Несколько поколений актеров благодарны Алле Борисовне за то, что они умеют в профессии. Это все она – точная, честная, прямая, мудрая. Я счастлив, что учился у нее несколько лет в Школе-студии МХАТ, горд тем, что режиссером моей дипломной работы – спектакля «Несколько дней из жизни Алеши Карамазова» – была именно она. При поступлении в Школу-студию я попал именно к ней на прослушивание... Из десятки она взяла только меня.... Алла Борисовна! Спасибо за тот шанс 20 лет назад, я очень надеюсь, что я не подвел Вас. Это невероятная потеря. Царствие небесное и светлая память. Ушли из жизни все наши худруки курса. Сначала Роман Козак, затем Дмитрий Брусникин, и вот теперь Алла Борисовна. Больно невыносимо…
Опубликовано в Instagram
Московский театр «Современник».
Алла Борисовна Покровская, выдающаяся актриса, чей талант раскрылся в театре «Современник». Она была одной и тех, кого смело можно назвать строителем нашего театра. 45 лет жизни она отдала служению «Современнику» и продолжала играть свои роли и после перехода в МХТ им. Чехова. Алла Покровская принадлежала к редкому типу актрис – интеллектуальных героинь, умеющих направлять свой актерский темперамент не только на поиски характерных черт персонажа. Она умела «играть тему», быть носителем послания, с которым театр выходит к зрителю. На сцене «Современник» Алла Покровская настаивала на тихом праве персонажей Александра Володина быть собой, размышляла о неудобной для общества правде героев Михаила Рощина, не боялась непривычного языка и обжигающей реальности драматургии «молодых рассерженных» англичан. Она была всегда современна, умела слышать движение времени и говорить со временем на адекватном ему языке, не снижая при этом планки в серьезности разговора.
Алла Борисовна Покровская была педагогом от бога, вырастила ни одно поколение актеров и вызывала обожание и безмерное уважение со стороны учеников. Ее человеческий дар заставлял привязываться к ней раз и навсегда. К ее мнению прислушивались, потому что оно всегда было взвешенно и обдуманно, не продиктовано импульсивными сиюминутными «порывами». И на сцене Алла Покровская никогда не пыталась воспользоваться «эффектами», сыграть «на темпераменте» – порой долго и трудно искала точную актерскую интонацию, со строгостью, терпением и требовательностью относясь к самой себе. Каждый, кто на сцене и в жизни взаимодействовал с Аллой Борисовной, безусловно, благодарен судьбе за счастье оказаться рядом с таким удивительным, талантливым и светлым человеком. Любимая Алла Борисовна, благодарим Вас за все, мы будем Вас помнить. Наши соболезнования Михаилу Олеговичу Ефремову, всей семье.
ZN выражает соболезнования родным и близким Аллы Борисовны, ее коллегам и ученикам.