В пересекающихся литературно-книжных мирах происходит разное. Издательства, в общем и целом, держатся, толстые журналы – выживают, литературные премии начинают новый сезон или ищут средства на завершение предыдущего. А некоторые уже и совсем отчаялись и готовятся к закрытию.
Национальная литературная премия «Большая книга» открыла прием заявок. На соискание могут быть выдвинуты романы, повести, документальная проза и мемуары, написанные на русском языке, а также авторские переводы, подписанные в печать с 1 января 2018 года по 28 февраля 2019 года. В этот день прием заявок прекратится, и совет экспертов начнет формировать лонг-лист.
Председатель экспертного совета Михаил Бутов высказал смелое убеждение, что
… на конкурс 2019 года будут представлены книги, значение которых преодолеет границы страны. Они получат мировой отзвук. А перед нами окажется, может быть в самом начале своего творческого пути, настоящий world writer – писатель всемирный. Надеемся на определенное стилистическое, тематическое разнообразие сочинений – чтобы каждая книга состоялась по-своему, совершенно оригинально.
Изданные произведение могут выдвигать сами авторы, рукописи – издательства, СМИ, творческие союзы, федеральные и местные органы власти, члены Литературной академии, они же – жюри премии. А это более ста литераторов и издателей, деятелей культуры, искусства, научных работников, журналистов и предпринимателей.
От «Русского Букера» хороших новостей нет. Тревожные позывные раздались летом прошедшего года, когда на сайте премии появилось обращение под заголовком «Руский Букер» берет паузу»:
«Первая декада июля – время, когда Букеровское жюри традиционно собирается на свою первую встречу и определяет «длинный список» романов, допущенных к конкурсу. В этом году ситуация сложилась иначе. Мы уже объявляли об обстоятельствах, которые помешали нам вовремя начать премиальный процесс. Положение дел не изменилось. Спонсора у премии по-прежнему нет. Совершенно ясно, что текущий год Букером будет пропущен».
Недавно литературный секретарь «Русского Букера», профессор Игорь Шайтанов уточнил ситуацию:
Мы не оставляли усилий найти финансовую поддержку. В ноябре-декабре 2018, когда окончательно сформировались благотворительные бюджеты компаний на 2019, стало ясно, что ждать больше нечего. И сейчас в Правлении фонда «Русский Букер» решается вопрос о подготовке процедуры закрытия и премии, и фонда, откажемся от помещения, сдадим в архив документы.
Прецеденты уже есть, в 2016 году литературная премия «Дебют» сообщила о том, что приостанавливает работу до лучших времен. И с тех пор о ней ничего неизвестно.
Напомним, что премия «Русский Букер» вручалась 26 лет. Последним победителем стала художница Александра Николаенко, роман «Убить Бобрыкина».
Журнал «Новый мир» первым среди собратьев «толстых» журналов объявил о выходе №1, 2019, а журнал «Октябрь» оказался на пороге своего 95-летия и, увы, – закрытия. Сначала издание до минимума тираж снизило, объявленный составил всего одну тысячу, потом пошли слухи о переводе издания в электронный формат. И вот уже полгода – тишина.
Главный редактор «Октября» Ирина Барметова сообщила ZN:
«На Labirint.ru можно купить №12, 2018. Подписка на первое полугодие 2019 не планируется, но ни о каком прекращении существования журнала речи не идет. Модификации планируются, то они не будут кардинальными». Более развернуто прокомментировать ситуацию с журналом главред отказалась, отметив, что «позже, что нужно напишет в Facebook».
Каждый год 1 января истекает срок охраны авторских прав некоторых книг, фильмов, музыкальных и других произведений. Они переходят в разряд общественного достояния, что предполагает законное бесплатное скачивание, а также использование другими авторами – сценаристами и режиссерами, например.
Срок действия авторских прав чаще всего равняется пятидесяти или семидесяти годам со дня смерти правообладателя. В частности, в США это – 95 лет со дня публикации или 70 лет со дня смерти автора.
С 1 января 2019 года можно законно «припасть» к Вирджиниия Вулф «Комната Джейкоба», Агате Кристи «Убийство на поле для гольфа», Марселю Прусту «Пленница», т. 5 «В поисках утраченного времени» («Пленница»), Уильяму Карлосу Уильямсу «Большой американский роман», Герберту Уэллсу «Люди как боги» и пр. значительным книгам.
По наблюдениям социологов, статус «общественное достояние» порождает интерес к самому произведению или ее автору. Так, в 2009 году, когда истек срок авторских прав на «Гордость и предубеждение» Джейн Остин, появился первый в истории литературы мэшап «Гордость и предубеждение, и зомби».
К сведению. Мэшап (от англ. «mash-up» – «смешивать») как жанр литературы представляет собой классическую основу, в которой сохранены сюжетные линии и стилистика оригинала, но внедрены вампиры, оборотни, зомби, демоны или роботы. Из русской классики такой «чести» удостоилась только «Анна Каренина». В 2010 году американский писатель Бен Уинтерс написал «Андроид Каренина».
Сейчас мир замер в ожидании окончания срока действия авторских прав на произведения Хемингуэя, Фрэнсиса Скотта Фицджеральда и других заметных писателей первой половины XX века.