Тэг «fake news» за время президентства Дональда Трампа стал одним из самых узнаваемых индикаторов эпохи. В то, что журналистика – все ещё четвертая власть, верится с таким же трудом, как и в честность спортсменов. Против нападок на высокое звание репортеров и распространителей информации отрядилась коронная гвардия Голливуда во главе со Стивен Спилбергом. Он, вместе с Мерил Стрип и Томом Хэнксом, презентовал мировой общественности свой последний фильм «Секретное досье».
Новая полнометражная картина рассказывает историю нашумевшей публикации Washington Post секретных документов Пентагона, выводящих на чистую воду лживость американской администрации в отношении участия США в войне во Вьетнаме.
Мерил Стрип играет директора Кэй Грэм, тогда как роль главного редактора Бена Брэдли исполняет Том Хэнкс.
В основе сюжета – решение Кэй Грэм донести до народа страшные бумаги министерства обороны, рискуя всем, чем можно. И прежде всего: будущим издания, являющимся исторической собственностью её семьи, которое она возглавляет после самоубийства своего мужа, уж восемь лет как.
Дэниел Эллсберг, бывший американский чиновник, является главным осведомителем: это он виноват в том, что в 1971 году 7000 страниц секретной информации Пентагона покинули стены учреждения. В них, вопреки публичным заявлениям правительства, говорится о том, что на самом деле война во Вьетнаме не может быть выиграна.
Нью-Йорк Таймс, другая великая газета, уже начала публикацию документов, несмотря на то, что администрация Никсона добилась от федерального суда её запрета – по соображениям национальной безопасности. Затем в борьбу за горькую правду включается и Вашингтон Пост.
Агентство AFP проводит неприкрытые параллели с сегодняшним днем. Два информационных гиганта являются объектами постоянных инвектив со стороны нынешнего главы Белого дома. Одним из самых метких его твитт-афоризмов стал «Amazon Washington Post», намекающий на то, что Джефф Безоз (владелец Amazon), приобрел газету у семьи Грэм в 2013 году.
«Я думаю, очень важно, чтобы на наш фильм не смотрели, как на партизанское или политическое творение, исходя из того, что называют левыми или Голливудскими СМИ» – заявил Спилберг на предпремьерном показе в декабре. «Мне он представляется фильмом о патриотизме и бесстрашных журналистах, о четвертой власти, о том, что они осуществили публикацию досье Пентагона, которая привела к Уотергейту».
Уотергейсткий скандал уже, само собой, освещался «фабрикой грез», например в знаменитой «Всей президентской рати» 1976 г, с участием Роберта Рэдфорда и Дастина Хоффмана.
Одним словом, спектр аллюзий и подсмыслов последней картины Спилберга даже и не нуждается в комментариях.