"Рыцарь красоты". Большая выставка В.Д. Поленова открылась в Третьяковской галерее.

17 окт. 2019 г. в 14:18
2985
 
"Рыцарь красоты". Большая выставка В.Д. Поленова открылась в Третьяковской галерее.

17 октября в здании Новой Третьяковки на Крымском валу открывается очередная масштабная выставка. Вослед юбилейной ретроспективе Ильи Репина, имевшей оглушительный успех (выставку посетили около 600 тысяч человек), героем последующих четырех месяцев, с октября по февраль, станет один из самых знаменитых и противоречивых живописцев русского реализма – Василий Дмитриевич Поленов. «Рыцарь красоты», «абсолютное зрение», «идеал духовного аристократизма» – пожалуй, как никого, этого художника описывали в разнообразных метафорических терминах.

Магистральный проект нового сезона приурочен к 175-летию Поленова, родившегося 1 июня 1844 года – в один год с Репиным. «Это серьезный вызов делать выставку Поленова после выставки Репина. И мы все, в первую очередь кураторы, ставили перед собой вопрос: что же значит для нас сегодня искусство Поленова, почему важно сегодня соприкосновение с его творчеством?», – сказала на пресс-показе генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Земфира Трегулова.

Репин и Поленов при жизни были тесно связаны, оба – ученики Академии художеств и участники выставки Товарищества передвижников, друзья и соратники. При этом, они были очень разными по темпераменту творцами. «Если Репин заражал нас своей энергией, своей фантастической оптикой взгляда на мир и историю, то Поленов призывает нас к гармонии и созерцательности», – отмечает искусствовед и старший научный сотрудник Третьяковской галереи Татьяна Карпова.

Участниками выставки стали 14 музеев и 4 частные российские коллекции. Помимо самой Третьяковки и Русского музея, свои фонды привезли Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, Ульяновский и Самарский художественные музеи и др. Число экспонатов превышает 150 живописных и графических работ. Важность нынешнего смотра творчества Поленова тем примечательней, что последний раз подобное происходило в Третьяковской галерее четверть века назад. За это время искусство Поленова в широком сознании успело вновь обрасти панцирем классичности, когда о художнике напоминали лишь хрестоматийные репродукции «Московского дворика» и «Заросшего пруда». Эти шедевры на выставке представлены в первых двух залах, демонстрирующих Поленова – мастера "пейзажного бытового жанра" и пронзительной русской натуры.

Последующие разделы выставки последовательно возвращают художнику его реальное значение – артиста, творившего на стыке жанров, стилей и самих искусств, бывшего и живописцем, и театральным декоратором, и архитектором. По замыслу кураторов, ретроспектива должна отразить максимальную широту творчества Поленова. Здесь, кроме станковой живописи, представлены архитектурные сюжеты, эскизы к театральным постановкам. Василий Поленов работал в Русской частной опере Саввы Мамонтова и на этом поприще оказался реформатором сценографии. Старую кулисную систему, когда отдельно готовились разные части декорации, он заменил принципом «единой картины», который в дальнейшем использовали такие мастера сцены как К. Коровин и А. Головин. Более того, для одной из постановок – оперы на либретто Мамонтова «Призраки Эллады», Поленов написал и музыку, и декорации, и костюмы. «Мы показываем Поленова как художника, который впервые в своих работах сформулировал важнейшие вопросы и проблемы, развитые потом его младшими современниками. Мы показываем его, как универсального художника», – рассказала Земфира Трегулова.

Композиционно центральное место выставки занимают картины евангельского цикла, среди которых торжественное место занимает гигантское полотно «Христос и грешница», впервые за 130 лет привезенное в Москву из петербургского Русского музея. Христос на этих холстах изображен далеким от своей агиографической абстрактности. Перед нами простой палестинский странник, величие которого раскрывает не нимб, а то предстояние – пантеистическое одиночество человека на фоне пейзажа.

Василий Дмитриевич Поленов – фигура в некотором роде синтетическая (от слова синтез) для русского искусства XIX-XX веков. И выставка в Новой Третьяковке должна продемонстрировать тот путь от романтизма – через передвижничество – к неоромантизму, который прошла русская живопись на примере творчества Поленова. «Мы думаем, что выставка будет очень востребована, в первую очередь потому, что каждый посетивший её сможет посмотреть на мир глазами этого замечательного художника, который был аристократом – и живописи, и во всех направлениях искусства, за которые бы он ни брался», – считает куратор выставки Элеонора Пастон.

Сопровождать основную экспозицию будет насыщенная просветительская программа. По традиции вышел Большой каталог с выставки, альбом "Василий Поленов" из серии "Художники в Третьяковской галерее", "Василий Поленов в Египте и Палестине" и другие. И да – ожидаются большие очереди...