В Москве открылся VII фестиваль «Опера Априори»

16 февр. 2020 г. в 21:00
2840
 

В этом сезоне на фестивале представлены три концерта. И первый же из них показал, насколько высоко выставлена планка.

Любой фестиваль – это открытия: премьеры, имена и прочтения. «Опера Априори», как никакой другой, богат на такие находки. Прошлый сезон закончился на чрезвычайно «высокой» ноте. Зрители финального концерта до сих пор «прокручивают» в голове великолепные соло, дуэты, трио оперы Леонардо Винчи «Сигизмунд, король Польши», прозвучавшей в Концертном зале им. Чайковского в исполнении Джейка Адрити, Диляры Идрисовой, Александры Кубас-Круг, Юрия Миненко, Макса Эмануэля Центича, Василия Хорошева, Софи Юнкер. Все это великолепие вели за собой Мартина Пастушка и ее Orkiestra Historyczna (Исторический оркестр). Так что можете себе представить, с каким нетерпением мы ждали старта очередного VII «Опера Априори»!

Первый концерт фестиваля, как и в прошлом сезоне, прошел в Англиканском соборе Святого Андрея. «Опера Априори» и здесь показал свое отличие от многих смотров, которые берут многолюдными гала-концертами в огромных пространствах. Уже два концерта-открытия фестиваля стали событиями камерными – штучными, но производящими сильнейший резонанс.

Собравшиеся в месте, намоленном во всех смыслах, включая музыкальный (в Англиканском соборе долгое время располагалась студия звукозаписи фирмы «Мелодия»), триста человек (вряд ли больше) и до, и после концерта смешались с выступающими и организаторами. Зрители получили возможность общаться с исполнителями. А это еще больше повысило ценность момента, учитывая то, что в программе значилась музыка духовная. Благодаря единству места и сути действия происходящее напоминало вечернюю субботнюю службу, что, конечно же, настраивало прицел, обеспечивая точное попадание цель.

В Москве выдался самый морозный вечер нынешней зимы. Не все зрители решились снять пальто, среди смельчаков – артисты, а также Елена Харакидзян – создатель, организатор, идейный вдохновитель «Опера Априори» и композиторы, приехавшие на премьеру своих произведений – отец Иван Муди и Александр Ливайн. Первый по заказу фестиваля написал на английском и церковнославянском языках пьесу для хора «Преображение», второй – положил на музыку фрагмент «Отче наш» («Thy Will Be Done», «Да будет воля Твоя»). Было и третье произведение, рожденное в XXI веке – молитва «Love Endureth», 2012. Автор – Роксана Пануфник, британский композитор польского происхождения.

Все три современных произведения мы услышали в одном ряду с каноническими религиозными сочинениями выдающихся английских композиторов XVI–XX веков: Уильяма Берда, Орландо Гиббонса, Джона Манди, Роберта Лукаса Пирсола, Чарльза Вильерса Стэнтфорда, Томаса Таллиса, Томаса Уилкса.

Таким образом была предоставлена возможность сравнить, как изменился настрой обращения к Господу за последние шесть столетий. Метаморфозы заметны: если старинные песнопения звучали умиротворенно, как робкое обращение молящегося ко Всевышнему, то современные напоминают страстный монолог (особенно «Преображение» Ивана Муди), почти категоричное требование, наполненное тревожными предчувствиями и неоправданными надеждами. Кого и на что? Человека на Бога и его помощь? Каждого из нас – на торжество гармонии? При том, что тексты Писания и молитв остаются неизменными, иной стала их тональность. Кажется, предвестники катастроф разного толка заставляют молящихся все настойчивее просить об отпущении грехов, помиловании, помощи и сохранении даже ни личного покоя каждого из нас, а жизни на планете.

Программа концерта познакомила публику с традициями исполнения хоровой английской музыки, зародившейся и развивающейся на протяжении шестисот лет под сводами англиканских соборов и уже давно вышедшей на сцены светских залов. И это, как правило, исполнение а капелла, сложное, привычное не каждому российскому слушателю. Подобная практика существовала и в России: сочинения для церковных ритуалов создавали выдающиеся русские композиторы. Но отечественная традиция прервалась в середине ХХ века. Последним из больших авторов, сочинявших для церкви, стал Сергей Рахманинов. Возможно, и среди наших современников есть светские композиторы, пишущие духовную музыку, но их имена не на слуху.

Аутентичное исполнение британской музыки до зрителей концерта открытия VII «Опера Априори» донес ансамбль Voces8. Восемь певцов, обладающих божественными голосами (женские – два сопрано и редчайший альт, мужские – два тенора, баритон, бас и бас-баритон, а если требуется, то и контратенор художественного руководителя группы Барнаби Смита). В Россию коллектив приезжает не впервые. И благодаря «Опера Априори» мы снова услышали эти уникальные голоса «живьем». Впечатление от их звучания, то самое послевкусие, которое не проходит никогда, меняет критерии отсчета, поскольку помимо природного дара исполнитель демонстрирует и безупречную выучку, школу, традицию – называйте, как хотите. Суть не изменится. Кажется, теперь мы точно знаем, как в идеале звучат духовные песнопения.

Вторым участником концерта стал хор Intrada со своим руководителем Екатериной Антоненко. Группы выступали вместе и отдельно, показывая высочайший уровень мастерства. Intrada исполнила, в частности, «Svyati» (молитву «Трисвятое» – «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас) англичанина Джона Тавенера. Это единственное произведение, исполненное в тот вечер под аккомпанемент музыкального инструмента. И звуки виолончели Петра Кондрашина – второе из самых сильных впечатлений от концерта открытия «Опера Априори». Откровение, инсайт.

Финальным аккордом концерта стал 40-голосый мотет «Spem in alium» Тома Таллиса, написанный примерно в 1570 году. Сорок голосов – восемь Voces8 и 38, постоянных и приглашенных певцов Intrada. Этот самый ожидаемый из пунктов программы оправдал все предвкушения, но не стал козырем концерта, поскольку каждый номер представленной программы достоин такого определения.

Надеемся, что и следующие концерты VII «Опера Априори» принесут столько же наслаждения. Ближайший прозвучит 12 апреля в Концертном зале им. Чайковского. И это будет оратория «Илия» Феликса Мендельсона, (1846) в исполнении Государственного академического симфонического оркестра России им. Е.Ф. Светланова, Государственной академической хоровой капеллы им. А.А. Юрлова. Солисты – Даниэль Беле (Авдий, Ахав/тенор, Германия), Мари Зайдлер (Иезавель, Ангел/меццо-сопрано, Германия), Альбина Латипова (Отрок/сопрано), Владислав Сулимский (Илия/баритон), Ольга Толкмит (Вдова/сопрано). За дирижерским пультом Максим Емельянычев.

Концерт-открытие VII фестиваля «Опера Априори» прошел при поддержке Посольства Великобритании в Москве, Британского Совета, МИД РФ и программы Resonate.

 

фото: Ира Полярная / Opera Apriori