Выстрел из зала

26 окт. 2018 г. в 19:23
1334
 
Выстрел из зала

Борис Морозов, художественный руководитель ЦАТРА, определил главную идею постановки так: «Надо знать историю, чтобы острее чувствовать современность. Для меня этот роман не о конфликте народа и власти, а о выборе, который все мы делаем каждый день и который впоследствии определяет историю».

Говорят, что идея воплотить на сцене роман-эпопею Александра Солженицына появилась у Бориса Морозова, еще в 1995 году, после удачной работы над пьесой «Пир победителей» в Малом театре. Кто-то даже слышал, как режиссер обсуждал с Александром Исаевичем декорации к «Красному колесу». Было ли это на самом деле – вопрос. Но в оформлении «Красного колеса» действительно использован стол писателя. И он – не только центр декорации, вокруг которого вращается (во всех смыслах) действие спектакля. Стол Солженицына – символ кропотливого труда автора одного из самых значительных произведений ХХ века.

Создатели спектакля поставили перед собой задачу вместе со зрителем перечитать роман, не загромождая действие излишними театральными эффектами. Постановка строится по законам литературно-художественной композиции с использованием фонограммы и кадров кинохроники.

«Персонажи одеты в серые, черные и коричневые костюмы разных оттенков. В декорации много ярких цветов, и чтоб не было пестро, выбрали приглушенные тона. Артисты словно выходят из черно-белой кинохроники. Одежда в то время, особенно женская, была тяжеловесной, пропорций нарушены. Костюм отражал переломное время», – поясняет художник по костюмам Андрей Климов.

Зрительные ряды расставлены на сцене амфитеатром, и внутри него раскручивается неумолимое кровавое колесо истории Российской империи. И каждый поворот театрального круга указывает на момент, после которого шансов на спасение страны остается все меньше и меньше. От зрительного зала сцена отгорожена прозрачным занавесом, на нем и транслируются документальные кадры. В момент убийства Петра Столыпина завеса поднимается. И зрители попадают в зал Киевского городского театра, в царской ложе – семья императора Николая II, на сцене – опера Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане, из 18 ряда партера встает убийца и делает свое черное дело.

В спектакле занято более 40 артистов, среди которых Андрей Егоров (Николай II), Андрей Новиков (Петр Столыпин), Денис Кутузов (Владимир Ленин), Александр Рожковский (Дмитрий Богров), Алина Покровская (Мария Федоровна), Татьяна Морозова (Надежда Крупская).

Главное, что сумели донести до зрителей создатели спектакля – это яркий, емкий и глубокий текст Солженицына.

«В спектакле нет ни одного придуманного мной слова! Я складывала театральные сцены из отдельных кусочков текста, расшифровывала спрессованные в томах исторические факты, – вспоминает автор сценической версии «Красного колеса» Ольга Любимова. – У Александра Исаевича настолько самобытный язык, что вставлять даже глаголы-связки было бы кощунством».

Спектакль Бориса Морозова – это историческое расследование, из которого выделены четыре ключевых момента (узла – по Солженицыну): убийство Столыпина, начало Первой мировой войны, союз Ленина с Парвусом, отречение Николая II и сборы Ленина в Петроград. Сложные размышления о борьбе за власть сменяются легкими бытовыми зарисовками и облегчают восприятие многослойного исторического материала. Парадоксальный взгляд на привычные события и характеры разрушает стереотипы. Акценты смещаются, предлагая иначе посмотреть на то, что происходило в России накануне Октябрьской революции. Создатели спектакля убеждают нас в ее неизбежности и оставляют наедине с этими мыслями.

 

Людмила Привизенцева