Большая анимация до и после пандемии. Часть II: "Пиксар" и "Дримворкс"

30 мар. 2021 г. в 14:49
5258
 
Большая анимация до и после пандемии. Часть II: "Пиксар" и "Дримворкс"

В 2020-м году «Pixar» попали в тяжёлую ситуацию, когда «Вперёд», который неудачно вышел в пандемию, провалился, кинотеатры позакрывались, а никакого материала для стриминговых платформ не оказалось. Но вышедшая в 2021-ом «Душа» вернула студии major-статус, была обласкана критикой и публикой и как будто компенсировала проблемный период пандемии. Кажется, всё стало на круги своя, и будет так до тех пор, пока не случится что-то совсем экстраординарное... Или нет? «Мульт»-эксперт Марина Беляева вспоминает о том, как работали крупнейшие голливудские анимационные студии последние 10 лет; чем «Pixar» отличается от «DreamWorks Animation»; сколько заработало «Холодное сердце»; и продукция какого мульт-гиганта определяла облик «большой» анимации 2010-х.

«Pixar». Студия со сложным внутренним миром

Несколько сложнее развивалась в 10-х годах история студии «Pixar». Закрыв сверхуспешный период нулевых третьей «Историей игрушек», она чередовала коммерческие успехи если не с откровенными провалами, то с весьма прохладными откликами аудитории. В основном это касалось сиквелов, хотя и не только. Принципиально содержательное направление мультфильмов никак не изменилось: «Пиксар» всё также снимает семейно-ориентированные картины с мощным внутренним конфликтом и яркой эмоциональной составляющей, но c не всегда хорошо отражённым внешним приключенческим сюжетом. Исключение составляют только два мультфильма Пита Доктера – головокружительный хит «Головоломка» и недавно вышедшая «Душа», которая наверняка собрала бы гораздо больше, если б не пандемия.

Эстетически «Пиксар» всё больше и больше срастается с купившим его «Диснеем», хотя тут зависимость обратная – это «Дисней» впитывает в себя достижения и наработки «Пиксар», а не наоборот. Влияние же «материнской» корпорации выражается только в том, что первая женщина-протагонист мультфильмов «Пиксар» сразу же вошла в пул диснеевских принцесс (принцесса Мерида из «Храброй сердцем»). В остальном студия продолжает выпускать вещи, ориентированные скорее на интроспективный сюжет, чем на внешние приключения – за исключением сиквелов, которые как раз демонстрируют обратную тенденцию.

Темы, в которые можно погрузить героя целиком, не то исчерпываются, не то трактуются слишком однозначным способом – финансовых и идейных промахов на протяжении десятилетия стало гораздо больше, чем в нулевые. Пик этой тенденции пришёлся на «Хорошего динозавра» – не настолько коммерчески неуспешного (как, например, «Вперёд», вышедший под самый карантин), но всё же провалившегося в прокате – и в зрительской памяти.

Но, помимо творческих неудач, в работах «Пиксар» кое-что всё-таки качественно изменилось. Это – масштаб проблем, которые переживают герои. Речь, само собой, идёт не о грандиозных миссиях, вроде спасения мира, а о величине внутренних переживаний. Персонажи «Корпорации монстров», «В поисках Немо» и «Истории игрушек» не сталкивались со смертью, как в «Душе», «Вперёд» и «Тайне Коко». Например, «Головоломка» превращает даже бытовой переезд в другой город в трагедию почти вселенского значения. «Храбрая сердцем» немного выбивается из этого ряда из-за явной нацеленности на то, чтобы стать частью диснеевской вселенной, однако и она больше сосредотачивается на взаимодействии между дочерью и матерью – взаимодействии, которого не было у родителей и детей в «Немо», где Марлин был разлучён с собственным ребёнком, и даже в «Суперсемейке», где члены семьи Парр налаживали отношения через совместное сотрудничество в общем конфликте, а не в сценах тишины и взаимной эмпатии.

Скорее всего, направление в сторону внутреннего мира человека «Пиксар» сохранит и в 20-е годы. В любом случае «Душа» уже получила два «Золотых глобуса», несмотря на такого опасного конкурента, как «Легенда о волках». «Пиксар» экспериментирует с повествовательными структурами значительно чаще конкурентов – и в целом 2010-е годы не заставили усомниться в правильности выбранного ранее пути. С другой стороны, пандемия сильно пошатнула их могущественное влияние на рынок, когда «Вперёд» стал самым неуспешным мультфильмом среди всей продукции крупнейших компаний – и это не хороший знак: каким бы ни выходил твой продукт, недоборы в тридцать и более миллионов (не считая затрат на рекламу) игнорировать нельзя – и наверняка «Дисней» не станет. Вряд ли стоит ждать глобальную смену курса или финансовое потопление, но в любом случае «Пиксар» находится в сложном положении.

"DreamWorks" детям

Печать неопределённости лежит также на студии «DreamWorks Animation». Распрощавшись с сатирически-пародийными ориджиналами вроде «Мегамозга» и «Шрека» в 2010-ом году, «Дримворкс» вступил в новую эпоху вместе с выходом «Как приручить дракона». Мультфильм получился куда более диснеевским по духу, чем все работы, которые ставились прежде: это была дружелюбная семейная сказка про дружбу – то, на что, казалось бы, «Дримворкс» никогда не будет ставить – после «Шрека», «Подводной братвы», «Би-муви» и т.д. Даже значительно более семейный, чем перечисленные, «Кунг-фу панда» всё равно содержал в себе раздолбайский дух пародии и декострукции жанра. Однако в дальнейшем студия всё чаще и чаще ориентировалась на аудиторию младших школьников и даже ниже: «Турбо», «Приключения Пибоди и Шермана», «Дом», «Босс-молокосос», «Капитан Подштанник», «Эверест», заканчивая громко выстрелившим в 2020-ом году сиквелом «Троллей».

Впрочем, с «Троллями» всё сложно: основанная на ребрендинге знаменитых в 90-е игрушек, «Тролли» лишь поверхностно кажутся разноцветным мельтешащим развлечением для гиперактивных детей, тогда как внутри собственных историй они всё ещё содержат ироничный взгляд «Пиксар» на самих себя и анимацию в целом. «Тролли» в какой-то степени продолжили дух тех самых «Дримворкс», яро высмеивавший диснеевские штампы, но лишь отчасти, к шокирующему «бесстыдству» первого «Шрека» «Тролли» явно не стремились. Попытка же развить фэнтези-направление не удалась – «Хранители снов» едва не обанкротили «Дримворкс», несмотря на тематическую привязку к Рождеству, высокий уровень исполнения и широкий каст персонажей. Зато дела поправила «Семейка Крудс» – не такой очевидно детский проект, как «Босс-молокосос», но всё равно картина, рассказывающая про семью и рассчитанная на семейный просмотр, не затрагивающая никаких рискованных тем.

Во время пандемии именно «Тролли. Мировой тур» оказался наиболее прибыльным проектом среди конкурентов. Это подтверждает тезис о значительном снижении возрастного рейтинга. Вряд ли кто мог в нулевые предсказать, что «Дримворкс» с острых и порой обескураживающе смелых работ перейдут к ламповой семейной анимации. Но пока детские тайтлы достаточно востребованы и влиятельны, едва ли стоит ждать новых «Шрека» или «Как приручить дракона».