Большая анимация до и после пандемии. Часть III: «Illumination», «Sony» и «Blu Sky»

6 апр. 2021 г. в 11:56
5063
 
Большая анимация до и после пандемии. Часть III: «Illumination», «Sony» и «Blu Sky»

В 2020-м году «Pixar» попали в тяжёлую ситуацию, когда «Вперёд», который неудачно вышел в пандемию, провалился, кинотеатры позакрывались, а никакого материала для стриминговых платформ не оказалось. Но вышедшая в 2021-ом «Душа» вернула студии major-статус, была обласкана критикой и публикой и как будто компенсировала проблемный период пандемии. Кажется, всё стало на круги своя, и будет так до тех пор, пока не случится что-то совсем экстраординарное... Или нет? «Мульт»-эксперт Марина Беляева вспоминает о том, как работали крупнейшие голливудские анимационные студии последние 10 лет; чем «Pixar» отличается от «DreamWorks Animation»; сколько заработало «Холодное сердце»; и продукция какого мульт-гиганта определяла облик «большой» анимации 2010-х.

Главным игроком 10-х годов оказались не «Дисней», не «Пиксар» и не «Дримворкс». 10-е годы – это время масштабного триумфа прежде незначительной студии «Illumination», дочернего предприятия «Юниверсал Пикчерз». Персонажи их мультфильмов были повсюду, а одержимость миньонами из франшизы «Гадкого Я» не стихает даже сейчас, когда «Иллюминейшн» уже год не представляла новых проектов. Им нет смысла стремиться на стриминговые платформы: работы «Иллюминейшн» самые низкобюджетные среди конкурентов – размер затраченного бюджета редко когда доходит до ста миллионов, обычно же держится на уровне семидесяти-восьмидесяти. Это, конечно, сказывается на качестве анимации и работе со сценариями, но, с другой стороны, значительно легче «отбивается». Более того, речь идёт не о том, чтобы выйти в ноль – успех работ «Иллюминейшн» фантастический: те же «Миньоны» и «Гадкий Я-3» собрали по миллиарду в прокате – сумму, на которую мог претендовать только «Дисней» со своим «Холодным сердцем»!

Все работы «Иллюминейшн» выполнены более-менее в одном жанре и стиле. Это гротесковые комедии о важности коопераций (семейных, творческих, дружеских, соседских etc.); с преувеличенной буффонадой, яркими и простыми образами, въедающейся в голову попсовой музыкой в качестве саундтрека. Разумеется, главной аудиторией «Иллюминейшн» при таком подходе оказываются совсем маленькие дети, но, стоит признать, что и большинство взрослых относятся к продукции «Иллюминейшн» благосклонно. В основном за счёт их консервативности и вставки отдельных возрастных персонажей – не столь нужных сюжету, но явно ориентированных на родителей, которые придут вместе со своими детьми. Сюжетно фильмы «Иллюминейшн» в основном сосредотачиваются либо на фигуре скептического (и зачастую нон-конформистского) одиночки, который постепенно становится частью презираемого им общества, или же на совсем наивных детских фигурах вроде миньонов или домашних животных. Также «Иллюминейшн» имеют права на экранизацию произведений Доктора Сьюза, которые, в принципе, укладываются в модель «агрессивного взрослого одиночки» или «наивной детской фигуры».

Неизвестно, насколько сильно пандемия повлияла на работу «Иллюминейшн»; но, по крайней мере, они, в отличие от студий-конкурентов, могут себе позволить выдержать коронавирусную паузу и выпустить «Зверопой-2» в период слабления мер по борьбе с вирусом. Стоит ожидать уменьшения спроса из-за повышенного интереса к стриминговым платформам, но при этом продукция «Иллюминейшн» гораздо более дешёвая, чем у «Дисней» или «Дримворкс», и гораздо более однообразная и не рискованная, так что люди уже имеют представление о том, что они получат, купив билет на сеанс их мультфильма. Стоит ожидать ухода из кинотеатров взрослых людей, которым удобнее смотреть мультфильмы дома на выбранной платформе, но для семей поездка в кинотеатр всё ещё останется естественным времяпрепровождением, так что ожидать снижения интереса к «Иллюминейшн» явно не стоит.

Бизнес-модель, выбранная «Illumination», кажется весьма успешной и способной пережить пост-пандемийные времена. Впрочем, ограниченность фантазии в сценариях и чрезмерная продюсерская осторожность может сыграть злую шутку, и тогда проекты студии будут не только выглядеть как фильмы категории В, но столько же и собирать. С другой стороны, беззаботный позитив картин «Illumination» также может оказаться весьма кстати для потрясённого и напуганного безрадостной реальностью зрителя, тем более что «Illumination» хотя и тиражируют одинаковый образ «обеспеченной белой семьи» с минимумом проблем, но всё же держит руку на пульсе и порой разбавляет яркий слэпстик (slapstick – палка-хлопушка, преувеличенный комизм) и фантастические комедийные положения бытовым юмором для родителей...

 

«Sony Pictures Animation»

В 2010-х в пул крупных анимационных студий вошла «Sony Pictures Animation». Она производила мультфильмы ещё в нулевых годах, но именно десятые стали пусть и не золотым, но вполне прибыльным десятилетием для компании.

И именно в эти годы у «Сони» появилось своё лицо, которое выражается во всяком отсутствии собственного стиля. Говоря более конкретно, почти все продукты «Сони» используют либо уже существующие франшизы, которые были выкуплены компанией, либо на растиражированных образах – например, «Монстры на каникулах» явный оммаж к монстрам Юниверсал, которые были особенно популярны в 30-е годы ХХ века. Исключениями являются сиквел «Облачно, возможны осадки», основанная на Библии «Путеводная звезда» и «Секретная служба Санты-Клауса», но и этот мультфильм базируется на образе Санта-Клауса – персонаже явно более популярном, чем «Смурфики» или «Angry Birds». В основном «Сони» выпускают слэпстик-комедии с обилием буффонады: исключения есть, но очень локальные – и в основном это проекты, которые делались совместно с другими студиями, будь то «Человек-Паук. Через вселенные» с «Коламбией Пикчерз», «Пираты! Банда неудачников» с «Аардман Анимейшн».

Возможно, в 20-е годы у студии появится сформированное авторское видение, и можно будет рассчитывать на появление авторского контента, не основанного на известных образах и франшизах. Но надежд на это маловато, поскольку пока что выбранный «Сони» путь оправдывает себя – и хотя и не приносит баснословного богатства, но и не даёт провалиться в пучину финансовой ямы, как это произошло с «Блю Скай».

 

«Blue Sky Studios»

«Blue Sky Studios» в 10-е годы тоже почти не представляли оригинального контента – за исключением «Рио», сиквелов «Ледникового периода» и последнего их фильма «Камуфляж и шпионаж». «Эпик» и «Фердинанд» были экранизациями книг, «Снупи и мелочь пузатая» – комиксов. И всё же надо отдать студии должное: режиссёры, работавшие над этими проектами, хотя бы пытались передать авторский взгляд в своих работах. Они максимально разнообразны по тематикам, интонации и стилю, то есть работы, которые создавались за это время, не пытались быть просто копиями уже успевших выстрелить блокбастеров. К сожалению, далеко не все из них были и удачными, и при этом не могли, как «Сони», зацепить хотя бы поклонников известных франшиз. Конец, к сожалению, предсказуем: «Блю Скай» так и не пережили пандемию...

Пандемия внесла свои коррективы в развитие каждой отдельно взятой студии. Проблема, с которой столкнулся мир, с одной стороны, уменьшила доход от кинотеатральных прокатов, с другой – повлияла на содержание фильмов: только за последние полгода вышел целый ряд картин, призывающих весь мир к объединению (из анимационного кино об этом, например, рассказывает диснеевская «Райя и последний дракон»). Некоторые студии уже сейчас пытаются экспериментировать с форматами, некоторые просто ждут, когда же всё наконец закончится и можно будет вернуться к тому, что уже делали прежде. Предсказать дальнейшие тенденции нелегко – слишком мешает фактор ещё не закончившейся пандемии, которая заставляет откладывать уже созданные проекты на чёрный день и слишком непредсказуемым образом влияет на успех тех или иных картин. Не стоит ждать смерти кинотеатральных прокатов анимации, но критерий оценки их успеха изменится наверняка.

"Laika"

2010-е годы подарили миру в основном комфортную семейную анимацию, почти целиком избавившуюся от фигуры злодея. Иногда экспериментаторские картины всё же появляются – стараниями тех же «Пиксар» или «Лайки» (о которой в статье не шла речь, поскольку её направленность на авторскую анимацию более значительна, чем у других студий, так что сложно говорить именно о её тенденциях), но это воспринималось как случайность, удачное совпадение. Есть большая вероятность, что стриминговые платформы исправят ситуацию и позволят мировой анимации чаще принимать смелые решения, разнообразить анимационные техники и просто-напросто дать возможность окупиться тем проектам, которые иначе не смогли бы конкурировать с продукцией мэйджорных компаний. Может быть, это коснётся и российской анимации. Хотелось бы в это верить.