Чжан Хуань. Перформансист, ставший монахом

28 янв. 2021 г. в 19:39
1722
 
Чжан Хуань. Перформансист, ставший монахом

Персональная выставка работ одного из самых знаковых представителей современного искусства КНР, Чжан Хуаня откроется в Москве 9 февраля. В галерее ГУМ-Red-Line можно будет увидеть работы из цикла «Любовь», созданные художником в прошлом году и уже показанные на первой российской выставке китайского авангардиста в Эрмитаже. Серия «Любовь» – своеобразный отклик художника на события пандемии.

Чжан Хуань – признанный лидер современного искусства Китая, прошедший путь от маргинального акциониста-перформера, не признанного у себя на родине, до коммерчески успешного художника и буддийского монаха, автора монументальных произведений, которые выставляются в лучших арт-пространствах по всему миру.

Чжан Хуань родился в Пекине в 1965 году. После окончания Академии художеств встал на путь перформативного искусства, благодаря которому снискал славу скандалиста и провокатора. Параллельно с этим получил признание в среде китайских художников старшего поколения, в том числе Ай Вэйвэя. В период своего становления Чжан Хуань в художественных практиках использовал преимущественно тело – прежде всего свое собственное. В акции «Ангел», проходившей во дворе Национального художественного музея в Пекине в 1993 году, измазанный красным пищевым красителем Хуань истязал куклу младенца, чем отсылал к целому ряду болевых для китайского социума явлений (например, демографической политике китайских властей). А в перформансе «Добавить один метр к безымянной горе» (1995), несколько обнаженных людей возлегли друг на друга на вершине горы, создав тем самым новую вершину, что образно говорило о тленности завоевания новых вершин в широком философском смысле.

В 1998 году Чжан Хуань переехал в США, где популярность художника вышла за рамки азиатского мира. В Музее азиатского искусства в Сиэтле он заставил несколько десятков добровольцев бросать в себя куски черствого хлеба («Моя Америка» 1999 год), метафорически изображая противоречивый личный опыт эмиграции и преодоления культурных барьеров. А в 2002 году он бродил по Нью-Йорку в костюме из кусков сырого мяса, выпуская на волю белых голубей («Мой Нью-Йорк», 2002).

Впоследствии Чжан Хуань вернулся в Китай, одновременно отойдя от перформативной эстетики в сторону более традиционных видов искусства: скульптуры и живописи. Переворот в методе художника шел параллельно с его приобщением к буддизму. Став монахом, Чжан Хуань в своих работах осмыслял опыт мировоззренческой метаморфозы, используя как привычные материалы, так и нестандартные. В 2007 году появилась скульптура «Пепельная голова с длинными ушами», выполненная из храмового пепла от благовоний, собранного в окрестностях Шанхая.

Одна из самых монументальных работ Чжан Хуаня 40-метровая картина «15 июня 1964 года» – представляла собой копию фотографии членов китайской Компартии во главе с Мао Цзэдуном, также исполненную пеплом. Эта работа, которая готовилась в течение четырех лет, стала кульминацией прошлогодней выставки в Эрмитаже. Специально для питерской выставки Чжан Хуань изготовил и новую скульптуру, выставленную перед Зимним дворцом – так называемого «Эрмитажного Будду». Разные версии Будды, представленные в виде мифических существ, неизменно сопровождают творчество художника-монаха.