12 апреля 2021 – 60 лет с первого полета человека в Космос и начала пилотируемой космической эры. Однако вершиной "космической гонки" для СССР стала программа, осуществившаяся лишь однажды.

Легендарный старт «космонавта Земли №1» Юрия Гагарина с его знаменитым «Поехали!» состоялся весной 1961 года с советского космодрома Байконур на территории Казахстана. До сих пор знаменитый гагаринский стартовый комплекс считается самыми надежными и безопасными в мире «Космическими Вратами». Но все-таки верхом технологического развития Байконура признана созданная там уже в 1980-х уникальная система наземного обеспечения стартов «Энергия-Буран» – до сих пор не превзойденная ни одной космической державой. Первый и единственный полёт «Бурана» состоялся 15 ноября 1988 года. Корабль, спроектированный в качестве аналога американской программе «Спейс шаттл», был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия». Продолжительность полёта составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку. Полет осуществлялся полностью в автоматическом режиме (факт, вошедший в книгу рекордом Гиннеса) с использованием советских компьютеров и программного обеспечения.

Рассказывают ключевые военные строители космодрома того времени: генерал-лейтенант Алексей Алексеевич Макарычев (с 1986 – начальник ГлавСпец ВСУ космодрома Байконур) и его многолетний коллега и друг, генерал-полковник Леонид Вениаминович Шумилов (с 1985 – первый заместитель начальника строительства Минобороны СССР). Вместе они всю жизнь создавали ракетно-космический щит во многих частях России.

Итак, на Байконуре очень многое воплощалось впервые в мире:

Самый большой в Европе «завод холода». Этот «холодильник» помогал держать в жидком состоянии водород – один из главных компонентов топлива ракеты «Энергия». Водород хранили и доставляли на стартовый стол при температуре минус 273 градуса по Цельсию.

Крупный кислородно-азотный добывающий завод. Жидкий кислород – второй компонент топлива «Энергии». Азот – главный «охладитель» систем хранения и доставки водорода и кислорода в ракету.

Бесперебойная система энергообеспечения. Блок из нескольких «энерго-поездов» оснастили особым образом. Это давало электроэнергию суммарной мощностью 72 мегаватта. До того момента Байконур снабжался электричеством через пустыню по двум веткам протяженностью 900 и 1200 км, что заставляло перед каждым стартом обеспечивать дополнительную безопасность энергомаршрутов.

Идеально-ровная посадочная полоса – для многоразового космического челнока «Буран». Длина полосы – 4 км. Материал – крепчайший спецбетон марки 700. Чтобы избежать малейшей раскачки «космической птички» при посадке, полосу метр за метром шлифовали специально созданной алмазной машиной. После «принятия» объекта Леонид Шумилов сам пронесся по нему на машине со стаканом воды на капоте – ни одна капля не расплескалась.

Всего на Байконуре при создании комплекса систем наземного обеспечения стартов «Энергия-Буран» впервые применили более 500 прорывных технологических решений. Большинство из них до сих пор используются в отечественной космонавтике и практически все – в различных сферах «на гражданке».

15 мая 1987-го с Байконура успешно запустили ракету-носитель «Энергия», а 15 ноября 1988-го – она вывела на орбиту корабль многоразового использования «Буран». В автоматическом режиме он дважды обогнул Землю и совершил безупречную посадку на Байконуре. В 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а в мае 1993 года программа окончательно закрыта по причинам, до сих пор остающимся не вполне понятными.