6 сентября завершилась 33-я Московская международная книжная ярмарка – ММКЯ
В аббревиатуру хочется по привычке вставить букву «В», что означало бы выставка-ярмарка. Но «В» упала, пропала – исчезла, что говорит о давно произошедшей, а теперь и официально прописанной перемене в сути мероприятия. Новшеств на нем в этом году много. Чего стоит одна только смена пространства проведения. Метаморфозы отвлекают и отчасти мешают оценить ситуацию на книжном рынке. И особенно сложно ощутить общую атмосферу ярмарки, посетив ее онлайн. А ведь на этой стадии общения с миром задержались многие из тех, кто всегда доходил до ММКВЯ своими ногами.
Вместо выставки-ярмарки у нас теперь просто ярмарка. На выставке-ярмарке – смотрим и покупаем, на ярмарке – продаем. Подобную поправку давно пора внести. Выставкой главное книжное событие года перестало быть, когда у его посетителей появилась возможность купить любую книгу, представленную на каждом стенде или прилавке, а не просто полистать вожделенное издание, а то и только увидеть его издалека. Перемены произошли в конце 80-х–начале 90-х.
Смена площадки объясняется закрытием ВДНХ из-за коронавируса. А почему 75-й выставочный павильон закрыт, в то время как другой выставочный зал Манеж открыт, непонятно. Но это уже другая история.
Сухая статистика дает такие итоги ММКЯ-2020: приняли участие 354 издательства, из них триста со своими стендами. Пятьдесят прорвались из российских регионов. Заметно расширилась детская составляющая – целых 39 специализированных издательств. Выстроилась отдельная Музейная линия: на ней представляли книги про музеи, выпущенные ими же. Похоже, работа всегда неторопливых, даже немного сонных издательских отделов музеев активизировалась. Надо же этим очагам культуры чем-то зарабатывать на жизнь в пору закрытия на карантин. Весомо заявили о себе 13 издателей комиксов.
Всего за пять дней работы на ММКЯ-2020 проведено 600 презентаций, лекций, мастер-классов, круглых столов и дискуссий. И почти треть только онлайн. Остальные – и онлайн и офлайн. Многие из записей сохранены и до сих пор доступны в сети – на сайтах ярмарки, издательств или в ютубах авторов и читателей. Было представлено 60 новинок, выпущенных к ММКЯ и за предыдущие месяцы года. А кроме них, поскребя по сусекам, издательства выложили на прилавки остатки уже распроданных тиражей, которых не найти в магазинах, и реализовывали их с существенной скидкой – до 25%.
Онлайн общались с читателями Фредерик Бегбедер, Софи Кинселла, Януш Леон Вишневский, комиксисты Скотт Макклауд и Пол Граветт и почти 70 других авторов из-за рубежа – из Аргентины, Бельгии, Белоруссии, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Израиля, Ирана, Испании, Италии, Нидерландов, Норвегии, Польши, Украины, США, Турции, Франции, Швеции и многих других стран. Офлайн встретились с читателями Дмитрий Быков, Евгений Водолазкин, Денис Драгунский, Алексей Иванов, Людмила Петрушевская, Владимир Познер, Захар Прилепин, Марина Степнова, Александр Цыпкин.
Почетный гость
На ММКЯ-2020 это была Корея. И вся ее программа, очень продуманная и информативная, прошла онлайн. Не самая известная для нас страна по многим параметрам, включая литературу и книгоиздание. Прорехи восполнились благодаря экскурсу по корейской культуре, знакомству с традиционными и новыми тенденциями чтения, интервью писателей, владельцев книжных магазинов, блогеров и самым известным из последних – влогером Мин Генха. Ключевой темой Почетного гостя было направление «Future-ing» («Будущее – сейчас»). В детском сегменте ярмарки мы увидели корейские книги для детей. Их создатели нередко получают международные награды за иллюстрации, оформление и качество издания – премии памяти Астрид Линдгрен (Швеция), за лучшую иллюстрированную детскую книгу по версии газеты «The New York Times» (США) и, главное, Bologna Ragazzi Award (ведущая международная выставка детского книгоиздательства проводится ежегодно с 1964 года – ZN).
На разных площадках обсуждались настоящее и будущее мирового книгоиздания. Международные эксперты подсчитали потери от пандемии на книжных рынках всех континентов. Падение продаж не обошло ни одного издателя и стало следствием того, что издательства приостановили выпуск книг, а читатели – перестали их покупать.
По всему миру объем книготорговли снизился на 20–50%. Но по данным Российской книжной палаты, за первые шесть месяцев 2020 года число выпущенных в России книг сократилось только на 6%, а общий тираж упал на 1,5%. Что больше похоже на погрешность в расчетах, а не на глобальный ущерб отрасли, требующий незамедлительных вливаний в ее механизмы. Что это? У нас положение лучше, чем в других странах. Почему? Или, все та же гибкая статистика!
Пандемия явно ускорила цифровизацию книжного рынка и рост продаж через интернет. Но такие перемены не позволяют издателям восстановить потери, и возвращение покупателей в книжные магазины актуально, как никогда прежде.
Возрос спрос на новые маркетинговые стратегии и издательские идеи по трансформации книжного ассортимента. Лучше всего перенес пандемию и экономический кризис рынок учебной литературы.
И конечно же на разных площадках поговорили о самом главном на сегодня – феминизме, экологии, конце эпохи глобализации.
Главные события ММКЯ-2020:
- Традиционно подведены итоги ежегодного Национального конкурса «Книга года». Гран-при получила фундаментальная серия «Библиотека литературы Древней Руси» в 20-ти томах, выпущенная петербургским отделением издательства «Наука». Работу над этим проектом еще в 1997 начал Дмитрий Сергеевич Лихачев.
- Центром деловой программы стала онлайн-конференции «Как книжная индустрия выходит из пандемии: стратегии выживания и направления поддержки», организованная Международной ассоциацией издателей (IPA). Форум принял декларацию, призывающую правительства всех стран мира оказать поддержку книгоизданию.
- На конференции «Нон-фикшн для детей» обсуждались вопросы создания познавательных изданий для детей. Россия не является примером в этом направлении.
- Болонская детская книжная ярмарка и итальянская школа иллюстрации MiMaster провела трехдневный марафон Illustrators Survival. На нем – мастер-классы, воркшопы и смотры портфолио художников под руководством профессионалов детского книгоиздания.
- На одном из круглых столов отметили столетие Джанни Родари и показали выставку иллюстраций к многочисленным изданиям его книг. Писателю явно повезло с оформителями. Так в России его героев рисовали лучшие из лучших – Виктор Чижиков, Михаил Майофис.
- Отдельная программа посвящалась комиксам. На круглом столе «Комикс, манга, графический роман» выступили авторы и руководители ведущих тематических клубов. У поклонников этого жанра – отдельная тусовка со своими правилами, мероприятиями и прочими привходящими.
- Издательство «Самокат» при поддержке литературных фондов Нидерландов и Фландрии провело Фестиваль детской литературы этих стран, транслирущих по всему миру особую манеру общения с детьми. И ее квинтэссенция – уважение к ребенку и признание игры как ключевого инструмента познания мира.
- Впервые на ММКЯ организовали пространство The Future Hub – шоурум-библиотека, лаборатория, исследующая междисциплинарные проекты, где литература соединена с другими формами авторского высказывания. Дизайнеры одежды, фотографы, музыканты и представители прочих профессий каждый своим способом – нашил в складках платьев, сыграл на музыкальных инструментах, спел – строки и даже целые произведения.
События ММКЯ-2020 можно перечислять еще долго. И многие отразятся на работе российских издательств, так что мы их обязательно заметим и обсудим. А общий вывод банален: книги издаются, продаются, читаются. И даже не смотря на общий тревожный настрой, многие из игроков книжного рынка сообщают о своих успехах.
Вот одно из мнений.
Ольга Аминова, директор литературного агентства и школы «Флобериум»:
«Как всегда, ММКЯ – это встречи с издателями. Каждый год я замечаю, как меняется издательское поле России. “Иных уж нет, а те далече, как Сади некогда сказал…” И это – грустная картина. Для здорового функционирования книжного рынка необходимы множество издательств, их борьба за автора и за читателя. Конкуренция нужна в том числе и для издательств-лидеров. Всем известно: высоко взлетевший хуже видит – вокруг него пустота. Он почивает на лаврах, окукливается, подвергается энтропии и… падает.
Тем не менее были на ММКЯ-2020 и приятные взору моменты. Я вижу уверенный рост некоторых российских издательств, расширение их книжного ассортимента. Не могу не отметить уверенной поступи издательства «Феникс» (Ростов-на-Дону). Меня приятно удивили его детские книги. Это такое разнообразие новых писательских имен, это такое буйство оригинальных оформительских решений! Радует развитие «Городца», «Т8 Rugram», восхищает мужество маленьких издательств, выпускающих книги для детей.
Уже второй год как я участвую в ММКЯ не как редактор, издатель, а как директор литературного агентства и школы «Флобериум». И сужу о выставке исходя из новых задач. В прошлом году книжная ярмарка прошла для нас под знаком презентации «Флобериума». В этом – отчет первого года работы. Мы так же, как и в 2019, проводили мастер-классы начинающего писателя (надо сказать, в этом году у нас был аншлаг), но еще вручали сертификаты об окончании литературной школы, чествовали тех начинающих авторов, рукописи которых приняты благодаря нашему агентству к публикации в крупных российских издательствах. Все, кто пришел на наши мастер-классы, имели уникальную возможность получить бесплатное место в нашей литературной школе по результатам творческого конкурса, который мы объявили и провели прямо на выставке. Интересно, что в него включились не только те, кто целенаправленно пришел на наше выступление, но и операторы, сотрудники ярмарки. В контексте разговора о приемах эффектных финалов нужно было всего лишь придумать… новый конец сказки «Репка». И мы с моим партнером – писателем Татьяной Булатовой – в очередной раз убедились, что потребность в творчестве неиссякаема. В результате наша школа пополнилась новым слушателем – начинающим писателем Натальей Кабановой».