Финалистов «Большой книги» 2020 объявили в «Центре Zoom'а у экрана»

2 июн. 2020 г. в 19:33
2591
 
Финалистов «Большой книги» 2020 объявили в «Центре Zoom'а у экрана»

Театры и концертные залы прервали работу, а литературные премии идут строго по графику. Конвейер движется без перерыва. Прием произведений, выдвинутых на премию «Большая книга», завершился в последний февральский день нынешнего високосного года, когда еще никто и не думал о карантине. В конце апреля – уже в режиме самоизоляции, в Zoom – зачитали длинный список. А сегодня на второй день календарного лета нам, уставшим от ограничений и неопределенности, назвали авторов, вышедших в финал. Победителей представят поздней осенью. Тогда и станет ясно, какие из книг, написанных до пандемии, прочитанных в период самоизоляции или после нее, победят. Сменятся ли установки экспертов и обычных читателей после такой встряски?

«Большая книга» успешно освоила формат онлайн. Обед в ГУМе сменился скромной почти перекличкой в Zoom. И кому-то даже пришелся «в пору»: несколько участников пресс-конференции работали, в прямом смысле слова «в поле» – на прогулке за городом. Многие отходили по делам и возвращались, разговаривали с домочадцами. Мероприятие прошло уютно, кулуарно, незатянуто – все по делу.

Церемонию вел Дмитрий Бак, председатель Литературной академии (жюри) Национальной литературной премии «Большая книга». Он поздравил премию с 15-летием и передал слово Евгению Водолазкину, который сказал, что «Большая книга» – это не результат, а процесс, который никогда не прерывается. В него входят, из него выходят, а он все продолжатся и продолжается. Потом в центре внимания традиционно оказался председатель Совета экспертов премии Михаил Бутов, всегда и представляющий лучших из длинного списка: «Список финалистов у нас образовался сам собой, как лист на дереве или цветок. В какой-то момент по совокупности мнений экспертов стало понятно, что он будет таким…. Список демонстрирует заметную тенденцию к языковой брутальности, которая при этом совершенно не отменяет серьезности и глубины текста. Занятно, что мужское начало тут оказалось отнюдь необязательным».

Почему в эпоху нарочитого отрицания гендера необязательность мужского начала выглядит «занятно», не ясно. Но будем надеяться, что эта фраза не дойдет до ушей феминистов.

Михаил Бутов называл финалистов и тут же давал им слово. Первым мы услышали о романе Тимура Кибирова «Генерал и его семья». А на вопрос, не означает ли появление прозаического романа у поэта его отказ о поэзии, Кибиров ответил, что уже пишет большое стихотворное произведение. Книга Шамиля Идиатуллина «Бывшая Ленина» была представлена как роман о современности. И Шамиль ответил, что всегда о ней и пишет.

Книга Евгения Чижова «Собиратель рая» получила характеристику «произведения о светлых ушедших временах». «Чертеж Ньютона» Александра Иличевского – назван приключенческим романом, а книга Григория Аросева и Евгения Кремчукова «Деление на ночь» – почти детективом. Есть в списке номинантов и «любимый» жанр экспертов премии – биография писателя – Василий Авченко, Алексей Коровашко написали книгу «Олег Куваев: повесть о нерегламентированном человеке». Претендует на победу и сборник Павла Селукова «Добыть Тарковского. Неинтеллигентные рассказы».

Потом Михаил Бутов назвал, некоторым даже показалось, что неохотно, несколько женских фамилий. Роман Натальи Громовой «Насквозь» обозначил как документальный, а трилогию Дины Рубиной «Наполеонов обоз» непредсказуемой, очевидно из-за непредвиденных поворотов сюжета, и спросил у писательницы, почему же последние ее произведения настолько объемны. На что автор ответила, сославшись на Чехова: «Я уже «старый молодой человек», и поэтому каждый раз должна высказаться полностью». София Синицкая и сборник ее повестей «Сияние «жеможаха» представлены как носители гоголевской традиции, роман Михаила Елизарова «Земля» – как мужское осмыслением смерти через работу могильщиков, а роман Алексея Макушинского «Предместья мысли. Философическая прогулка» как самая интеллектуальная книга нынешнего сезона. В ней «живут» и спорят друг с другом русские философы. Последней в коротком списке номинантов, назвали Ксению Букшу с небольшим и легким романом «Чуров и Чурбанов».

Итак, мнение экспертов о претендентах на победу мы знаем, осталось сверить его со своим. В середине июня произведения из короткого списка будут выставлены на нескольких платформах для бесплатного прочтения и читательского голосования.

ZN организует серию интервью с авторами и издателями лучших книг.

Национальная литературная премия «Большая книга» учреждена в 2005 году «Центром поддержки отечественной словесности». Соучредителями выступают ТАСС, Институт русской литературы РАН, Российский книжный союз, Министерство культуры, Роспечать и другие. Ежегодно присуждаются три премии, денежное содержание главного приза – 3 млн рублей, второго – 1,5 млн рублей, третьего – 1 млн рублей. Наградной комплект состоит из памятного знака и диплома. Свое голосование есть у читателей. Победитель получает памятный знак. Несколько сезонов назад учреждена еще одна номинация – Литблог за лучший блог в социальных сетях, посвященный книгам.