​​​​​​​Трубадуры и труверы на фестивале Musica Mensurata

.
Поделиться
Трубадуры и труверы на фестивале Musica Mensurata

6 октября стартует Шестой фестиваль средневековой музыки. Это возможность окунуться в тайны средневековой музыкальной культуры, услышать инструменты и сочинения XI–XIV веков в исполнении музыкантов, посвятивших себя их изучению. В дни фестиваля в Москве собираются авторитетные и титулованные европейские исполнители.

На Musica Mensurata оживает музыка, дошедшая до нас по рукописям тысячелетней давности. Сочинения, звучащие в рамках фестиваля, никогда прежде не исполнялись в России. На концертах мы услышим «голоса» виолы, цитоли, поперечной флейты и других инструментов, а также вокал на «мертвых» языках от средневековой латыни до средневерхненемецкого.

Каждый предыдущий фестиваль был объединен одной темой. Первые посвятили исследованию границ – государственных, культурных, языковых, между светским и духовным. Темой прошлогоднего Пятого фестиваля стали «Метаморфозы» в самом широком смысле: от одноименного произведения Овидия до жанра средневекового мотета. Тема фестиваля в 2019 году – «Дуэты».

Фестиваль откроет 6 октября дуэт человеческого голоса и цитоли – инструмент трубадуров и труверов, воспетый Чосером и Кретьеном де Труа, который считается самым популярным из лютнеобразным инструментом XII–XIV веков в Западной Европе. Ансамбль Labyrinthus представит программу L’amour abandonné – вторую часть цикла «Средневековая свадебная музыка из сочинений XIII–XIV веков. Первая программа из цикла «Сватовство Фовеля к Фортуне», подготовленная и записанная ансамблем вместе с французским баритоном Марком Мойоном, основана на «Романе о Фовеле» и французской музыке начала XIV века. Вторая – посвящена покинутой, оставленной и отвергнутой любви. Слушателям предстоит погрузиться в мир любовных песен на старофранцузском языке – лэ, баллад и вирелэ. Произведения Гийома де Машо (1300–1377), Жанно де Лескюреля (нач. XIV века), Ришара де Фурниваля (1201–ок.1260), а также неизвестных французских авторов XIII–XIV веков исполнят Анастасия Бондарева (вокал) и художественный руководитель фестиваля Данил Рябчиков (цитоль).

На втором концерте фестиваля 10 октября выступят немецкие музыканты Норберт Роденкирхен – флейтист, солист ансамбля средневековой музыки «Sequentia», которого критики за необыкновенно красивый и чарующий звук прозвали «волшебником», и Сабине Лутцентбергер (вокал). На этот раз дуэт привез программу «В забытых тонах. Шпрухи мейстера Фрауэнлоба» с музыкой миннезингера, основателя первой школы мейстерзингеров Генриха фон Мейсена (ок. 1260–1318), прозванного Фрауэнлобом из-за песен в честь Девы Марии и женщин вообще. По словам хрониста, «женщины несли его тело до гробницы с громкими причитаниями и в большой скорби в бесконечной благодарности за то, что осыпал хвалой женский пол в своих стихах». Его творчество включает в себя также философские, этические и теологические рассуждения. В современной практике сценического исполнения исторических музыкальных произведений этот репертуар звучит чрезвычайно редко.

В третьем, заключительном концерте фестиваля 13 октября два дуэта объединятся, чтобы исполнить произведения одного из величайших авторов Средневековья – Вальтера Шатильонского (ок. 1135–1200). Богослов и писатель, один из голиардов, это он придумал крылатое выражение Incidit in Scyllam cupiens vitare Charybdim («Кто хочет избежать Харибды, попадет в лапы Сциллы»), которое стало поговоркой уже в Средние века. До нашего времени, помимо крупных трудов сочинителя (10-томной поэмы «Александреида» и «Трактата против иудеев»), дошло около 50 стихов, примерно десяток из них исполняются под музыку. И у московских слушателей будет уникальная возможность познакомиться с ними.

Подробная программа Шестого фестиваля средневековой музыки представлена на сайте https://www.mensurata.com/. Все концерты пройдут в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе свв. Петра и Павла по адресу Старосадский 7/10, проезд до станции метро Китай-город.