В Нью-Йорке на 102-м году жизни скончался Уолтер Бернстайн – журналист, сценарист и продюсер, один из авторов «Великолепной семерки».
Уолтер Бернстайн – лауреат премии Гильдии писателей Америки – внес заметную лепту в историю американской культуры как сценарист, журналист и писатель. Бернстайн был «своим парнем» в Голливуде, с ним работали лучшие режиссеры и актеры. И его вклад в историю мирового кинематографа не ограничивается участием в создании сценария к «Великолепной семерке». Хотя в сообщениях о кончине Бернстайна только она и упоминается. Бернстайн был одним из шести сценаристов легендарной картины. Правда, в титрах его имя не стоит, как и в титрах нескольких других фильмов, снятых в конце 40-х–конце 50-х – во времена маккартизма.
Бернстайн – коренной житель Нью-Йорка: родился в Бруклине, умер на Манхеттене. Его родители тоже появились на свет в НЙ. Мать Ханна Бистронг – в семье выходцев из Австрии. Отец Луи Бернстайн – потомок российских эмигрантов.
Однако, не все годы своей почти 102-хлетней жизни Уолтер провел в НЙ. Карьеру он начал в Дартмутском университете, штат Иллинойс. Многие выпускники этого учебного заведения стали известными журналистами. В их числе и Уолтер. Для студенческой газеты Daily Dartmouth он писал кинорецензии. Во время Второй мировой войны, в 1940 году начинающего журналиста призвали в армию, где он служил военным корреспондентом.
Свои эссе, написанные для армейского еженедельника Yank и журнала The New Yorker, Бернстайн издал отдельной книгой. Ее заметили в Голливуде, и в 1947 году студия Columbia Pictures предложила автору контракт сценариста. А уже в 1948 на экраны вышла мелодрама «Поцелуями сотри кровь с моих рук» (реж. Норман Фостер) с Бертом Ланкастером и Джоан Фонтейн. Картина внесена в список лучших американских фильмов.
Затем в карьере Бернстайна началась мрачная полоса. Комитет по антиамериканской деятельности (HUAC) обвинил его в прокоммунистических взглядах. Имя сценариста занесли в черный список, запретив работать в кино и журналистике. Из журналистики Бернстайн не ушел, продолжив писать под псевдонимами. С кино дело обстояло печальнее: вплоть до начала 60-х Уолтеру либо вовсе не давали работу, либо давали, но в титрах его фамилию не указывали.
Снятие нелепых обвинений ознаменовалось новой книгой «Изнанка: воспоминания про черный список» и сценариями к фильмам, которые до сих пор остаются на слуху киноманов. И первой заметной лентой стала «Чертовка в розовом трико» (1960 г.) с Софи Лорен, Энтони Куинном и Маргарет О’Брайен. Затем по экранам мира триумфально прошествовала «Великолепная семерка», над которой Бернстайн работал инкогнито. И после такого успеха Уолтер был негласно зачислен в группу лучших сценаристов Голливуда.
Следующими удачами Бернстайна стали сценарии к фильмам «Парижский блюз» (1961 г.) с Сидни Пуатье и Полом Ньюманом; «Поезд» (1964 г.) с Бертом Ланкастером, Полом Скофилдом и Жанной Моро, и «Система безопасности» (1964 г.) с Дэном О’Херлихи.
В 1976 году Уолтер Бернстайн номинировался на премию Оскар как автор сценария картины «Подставное лицо», главную роль в которой сыграл сам Вуди Аллен. Оскара за «Подставное лицо» Бернстайну не дали, зато он вошел в узкий круг избранников Вуди Аллена – тех, с кем он предпочитал работать. Бернстайн писал диалоги для его картин, продюсировал их. А в одной из самых знаменитых «Энни Холл» даже снялся в эпизодической роли.
В 70-х и 80-х Уолтер оказался на гребне славы: много писал для газет и журналов, издавал сборники эссе и статей, а на экраны один за другим выходили фильмы, снятые по его сценариям. Среди самых популярных «Бетси» (1978 г.) с Лоуренсом Оливье, Томми Ли Джонсом и Робертом Дювалем; «Проказник из психушки» (1978 г.) с Дэном Эйкройдом и Уолтером Мэттау, «Дом на Кэрролл-стрит» (1988 г.) с Джеффом Дэниэлсом и Келли МакГиллис.
Уолтер Бернстайн скончался от пневмонии 23 января 2021 года. Ему был 101 год.