Золотая вакцина. Что стоит за успехами Pfizer и BioNTech?

24 нояб. 2020 г. в 18:44
1436
 
Золотая вакцина. Что стоит за успехами Pfizer и BioNTech?

9 ноября западная общественность оказалась взбудоражена новостью о том, что американская фармацевтическая компания Pfizer и её немецкий партнёр BioNTech завершили третий этап испытаний вакцины от коронавируса. Цены на нефть резко пошли вверх, вырос американский фондовый рынок, укрепился даже рубль. Что же произошло?

Не секрет, что сейчас Запад делает ставку на вакцину от Pfizer и BioNTech, так как препарат шведско-британской AstraZeneca «притормозил» из-за болезни испытуемых. Пока вызывает сомнение и доказанная эффективность этой вакцины. Поэтому на фоне подтверждения эффективности российского «Спутника V» на уровне в 92%, западным гигантам необходимо было срочно вбросить нечто оптимистичное про свои препараты. И это было сделано. Однако наивно полагать, что заявления о завершении третьего этапа испытаний прозвучали исключительно ради этого.

Запад совершил прорыв?

9 ноября в западном мире свершилось чудо — наконец-то завершился третий этап испытаний первой вакцины. По заявлению Pfizer и BioNТеch, эффективность препарата под рабочим названием BNT162b2 составила 90%, а в ходе испытаний на 44 тысячах добровольцев в США и других странах серьёзных претензий к безопасности вакцины не возникло. Компании также намереваются подать запрос на регистрацию вакцины в США уже до конца ноября.

«В ходе исследования было зарегистрировано 10 тяжёлых случаев COVID-19, девять из которых произошли в группе испытуемых, принимавших плацебо, а один — в группе, вакцинированной BNT162b2», — сообщает об этом CNN.

Примечательно, что Pfizer утверждает, будто бы вакцина BNT162b2 лучше переносилась пожилыми испытуемыми, чем молодыми. И это заявление, несомненно, попытка бросить «камень в огород» российского «Спутника V», который всё ещё проходит испытания на людях старше 65 лет.

В Pfizer сообщили, что основываясь на текущих прогнозах, компании ожидают произвести в мире до 50 миллионов доз препарата в 2020 году и до 1,3 миллиарда доз в 2021 году.

Что же случилось дальше? Конечно, западная вакцина — это гарантия предотвращения локдауна в Европе, а значит, предприятия не будут закрываться, авиакомпании смогут летать, как обычно. Потребление нефти будет расти. На новость об окончании третьего этапа испытаний рынок нефти, конечно, отреагировал ростом цен.

Баррель нефти Brent преодолел отметку в 40 долларов и сразу вырос до 43 долларов. Рост продолжился и дальше: 24 ноября Brent стоила уже выше 46 долларов. Рубль же окреп до 76 за одного «американца» и выше.

Pfizer и BioNTech в начале ноября также решили дополнительно «разогреть» рынок и напрямую заявили, что их вакцина будет даже лучше, чем российский «Спутник V». Компании утверждают, что в отличие от российской вакцины, созданной на основе аденовируса, вакцина Pfizer разработана на РНК-технологии с использованием рекомбинантных белков. Это означает, что иммунитет к коронавирусу будет не только гарантирован, а даже якобы «вписан» в человеческий геном.

Как они на этом заработали

Итогом всех этих информационных вбросов стало самое главное и желаемое для фармацевтов-гигантов — рост стоимости их акций, рост фондового рынка США вслед за нефтью. Ведь когда Дональд Трамп неоднократно рапортовал о скорой победе США над коронавирусом, он занимался не только предвыборной риторикой. Что уж точно удалось Трампу за четыре года у власти, так это гонять рынок вверх-вниз своими твитами. И последние месяцы он занимался именно этим («вакцина будет уже вот-вот» и т.д.).

Из-за этого всякий раз рос американский рынок, обогащая наиболее сметливых инвесторов, и особенно — владельцев акций фармацевтических компаний. Вот очевидный пример: 10 ноября, через день после того, как были сделаны судьбоносные заявления по западной вакцине, рынки буквально взорвались. Акции Pfizer в моменте росли на 15%, котировки BioNTech подскакивали даже на треть.

По данным Le Figaro, генеральный директор Pfizer Альберт Бурла в этот момент продал акции своей компании (только вдумайтесь) на 5,6 миллиона долларов всего за день. Совпадение? Как говорится, не думаю. Бурла продал 132 508 ценных бумаг по цене 41,94 доллара. От Бурлы постаралась не отстать и вице-президент компании Салли Сасмен, которая также продала свой пакет за 1,8 миллиона долларов.

Оба топ-менеджера поймали нужный момент, ведь уже к концу дня хайп улёгся и индекс S&P вернулся к обычным значениям, ажиотаж спал (экономисты называют это коррекцией). Но «топы» компании остались в большом плюсе.

Успеть до негатива

Затем тайное стало явным. Выяснилось, что с вакциной Pfizer и BioNTech будут проблемы — она может транспортироваться и храниться при температуре не выше минус 70 градусов Цельсия. Это означает, что для широкого внедрения вакцины понадобится создать необходимую инфраструктуру, а это не только сотни тысяч или даже миллионы долларов, но и заветное время.

Pfizer попыталась исправить положение, но не вышло. В частности, там заявили, что компания уже разработала специальные термосистемы с регулируемой температурой, использующие сухой лёд.

«Эти системы можно использовать в качестве боксов временного хранения на 15 дней, заправив их сухим льдом. Каждый грузоотправитель получит термодатчик с поддержкой GPS, который будет отслеживать местоположение и температуру каждой партии», — приводит CNN заявление компании.

Ну что ж. Это всё равно плохо, потому что речь идёт о дополнительных затратах — денег, сил, человеческого ресурса и компонентной базы. А ведь российский «Спутник V» может храниться в обычном холодильнике. Именно поэтому Pfizer сначала сообщила об успехах испытаний вакцины и лишь потом — о трудностях с внедрением и логистикой. Нужно было успеть до этого негатива.

Итак, Трамп кормил нас фейками об американской вакцине девять месяцев, обогащая своё окружение. Теперь так делают Pfizer и BioNTech. Сюда же запишем компанию Moderna, которая недавно заявила о доказанной эффективности её вакцины в 95%. Цель тут — заработать на росте котировок, и этим пользуются все, кто имеет отношение к гигантам или же просто держит на руках акции крупных компаний, которые растут в цене.

Надо понимать, что когда позитивные заявления по вакцинам на Западе делаются вовремя, а негатив до времени замалчивается — это не забота о людях, а забота о состоянии личных счетов. Именно поэтому нынешний коронакризис — во многом явление управляемое. И путь он не выгоден малому и среднему бизнесу во всём мире, пусть он не выгоден простым людям, рабочему классу. Но он слишком выгоден фармацевтам и политикам, крупным инвесторам и бизнесменам.

Егор Кучер