Несмотря на сложнейшую международную обстановку, 20-летие нейтралитета Туркменистана, отмечаемое 12 декабря, стало заметным событием, в котором приняли участие лидеры и политические деятели 80 стран мира. Одним из почетных гостей стал президент Белоруссии Александр Лукашенко. Накануне торжественного мероприятия состоялась его встреча с президентом Турменистана Гурбангулы Бердымухамедовым. Александра Лукашенко встречали в Ашхабаде с присущей востоку роскошью. Его кортеж, следовавший к дворцовому комплексу «Огузхан», сопровождала туркменская конница, состоящая из лучших ахалтекинских скакунов. Переговоры с туркменским коллегой состоялись в Золотом зале резиденции. Ее итоги эксперты называют «значительными».
Президенты объявили о договоренности по «дорожной карте» сотрудничества на ближайшие два года. Они приняли заявление о дружбе, об углублении отношений и сотрудничества между странами. Документально были подтверждены контакты в пищевой, легкой промышленности и по линии Академии наук.
Лукашенко и Бердымухамедов достигли договоренности об увеличении закупок белорусской техники — МАЗов и МТЗ. В этих машинах, в том числе, нуждается и крупнейший белорусско-туркменский проект по добыче калийных солей - белорусские специалисты строят Гарлыкский комбинат. Было принято решение о том, что Белоруссия построит в Туркменистане машиностроительный центр «под ключ», где будет собираться тяжелая техника.
По словам Гурбангулы Бердымухамедова, Гарлыкский ГОК – «экономический флагман» туркменско-белорусских отношений. Туркменские калийные удобрения позволят стране приобрести большее влияние в регионе. Туркмениcтан также заинтересован и в развитии других направлений. По словам Бердымухамедова, речь идет о поставках Ашхабаду грузовых вагонов, путевого оборудования, лифтов и другой продукции, производимой именно белорусскими предприятиями.
Кроме этого, было решено открыть в Ашхабаде торговый дом, который станет де-факто перевалочным хабом белорусских и туркменских товаров для рынков Азии и Среднего Востока. «Думаю, Гурбангулы Мяликкулиевич, что мы немало сделаем для того, чтобы здесь [в Туркменистане] был реальный сектор, похожий на белорусский. Мы готовы передавать свой опыт, знания. Запрещенных тем нет: от экономики простой (одежды, обуви) до военно-промышленного комплекса и подготовки кадров», - сказал Александр Лукашенко.
Как отметил «ВК» эксперт Российского института стратегических исследований Иван Ипполитов, у Лукашенко давние и плодотворные связи с Туркменистаном. Экономические проблемы Белоруссии обострились в последние три года. Поэтому оживление сотрудничества с Ашхабадом весьма кстати. «Белоруссия заинтересована в сбыте своей продукции машиностроения, подрядах на строительство, притоке студентов-платников и пр. И Ашхабад это может дать Минску. Специфика в том, что у этих стран не очень большой товарооборот (на уровне примерно 200 млн. долларов в год), он еще сократился и почти весь приходится на поставки продукции из Белоруссии в Туркмению», - сказал Ипполитов.
Об этом говорил и Александр Лукашенко: «Мы признаем, что товарооборот снизился. Как и во всем мире. Просто произошел обвал цен и на сырье и на готовую продукцию. Совершенно другие цены стали, а мы считаем в стоимостном выражении наш товарооборот. Мы проанализировали: в физическом объеме товарооборот у Беларуси сохранился практически со всеми странами и даже вырос, в стоимостном выражении – упал. Я поддерживаю президента Бердымухамедова в том, что у нас достаточно потенциала, чтобы и в стоимостном выражении достичь и превзойти самый высокий уровень товарооборота, который у нас был».
По словам Ивана Ипполитова, Туркмения в 2013 году входила в тройку мировых лидеров по закупкам белорусских автомобилей марки МАЗ.
На МАЗе даже разработали специально для туркменских газовиков трубоплетевоз МАЗ-641705. Туркменистан охотно приобретал и минские тракторы. Но главным в экономическом сотрудничестве Минска и Ашхабада все-таки остается участие ОАО «Белгорхимпром» в строительстве Гарлыкского ГОК по калийным удобрениям.
«ГОК должны были достроить в этом году, но по новым планам запуск состоится в 2017 году. В строительстве участвуют порядка 400-500 специалистов из Белоруссии, и их количество хотят увеличить. Более того, в период конфликта с «Уралкалием» высказывались идеи о возможном сотрудничестве Белоруссии и Туркменистана в сфере производства и продаж удобрений», - отметил Ипполитов.
По его словам, совместные проекты Минска и Ашхабада разработаны не сегодня и не вчера. В частности, уже несколько лет, как запланировано совместное производство БПЛА, но дело пока с места не сдвинулось. Зато сотрудничество в сфере образования и науки может показаться образцовым – в Белоруссии обучается около 10 тысяч туркменских студентов, и это для Туркменистана второй показатель – больше студентов из этой страны только в Турции. «В Туркменистане у белорусского образования очень высокий авторитет. Туркменскую сторону в этом вопросе привлекает не только высокий уровень знаний, получаемых туркменской молодежью, но и невысокая плата за обучение, и что немаловажно – спокойная в целом политическая обстановка в Белоруссии», - сказал Ипполитов.
Генеральный директор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев, комментируя визит Александра Лукашенко в Ашхабад, сказал «ВК», что успешность и плодотворность его обусловлена еще и тем, что обе страны находились или продолжают находиться в непростых отношениях с мировыми политическими центрами. Это накладывает свой отпечаток и обусловливает некую близость Ашхабада и Минска, и желание находить общий язык по разным вопросам.