Тема разработки нефтегазовых месторождений в Каспийском море была затронута на прошлой неделе несколькими международными СМИ.
Как пишет Oil Price, Казахстан планирует заключить сделку с транснациональным нефтегазовым гигантом для увеличения добычи на месторождении Кашаган. Прогнозируется, что добыча на месторождении, которое уже привлекло $55 млрд инвестиций, достигнет 260 тысяч баррелей в день в 2018 году. Издание сообщает, что, несмотря на то, что уровень добычи в Казахстане уже превышает обещанные ОПЕК 1,7 млн баррелей в день, страна не планирует продолжать нарушать условия сделки ОПЕК. Замминистра энергетики Казахстана Асет Магауров заявил, что Астана планирует обсудить пересмотр во время следующего совещания комитета по мониторингу выполнения соглашения
В свою очередь Financial Tribune пишет о том, что Иран заинтересован в привлечении иностранных инвестиций для освоения глубоководных оффшорных месторождений в Каспийском море на севере страны. Представители компании Khazar Exploration and Production заявляют, что из-за отсутствия новейших технологий и необходимой инфраструктуры, добыча на таких месторождениях как Сардар-Джангал без участия иностранных компаний не будет приносить прибыль при нынешних ценах на нефть. Издание сообщило, что компания уже получила предложения от Азербайджана, а также британских, голландских и норвежских нефтяных компаний, однако скорее всего контракт на совместную разработку месторождения будет заключен с российским Лукойлом.
О новой индустриальной политике в Иране пишет издание Al-Monitor. Организация промышленного развития и реконструкции Ирана (IDRO) разработала новую стратегию привлечения иностранного капитала в страну. Организация, созданная в 1967 году, будет выступать в качестве относительно пассивного акционера, а крупные промышленные контракты будут заключаться на более выгодных для иностранных компаний условиях. Согласно новым условиям, иностранная сторона не только будет контролировать свою местную компанию, но и избежит необходимости обязательно сотрудничать с иранской стороной с точки зрения проведения операций. Необходимость модернизации индустриальной политики заключается в том, что из-за ограничений в законодательстве, иностранные инвесторы рассматривали Иран как вторичный рынок, ввиду чего количество инвестиций снизилось, а иранская продукция была доступна только на региональных рынках. Благодаря инициативе IDRO Иран будет включен в экспортную цепочку партнерских предприятий. Это, в свою очередь, позволит провести постепенную экономическую либерализацию в рамках глобализации Ирана. В рамках новой модели промышленной политики уже были заключены соглашения с французским автопроизводителем Renault и транспортным гигантом Alstom, а также российской логистической компанией Трансмашинхолдинг.
О расхождении взглядов Европы и США в отношении соглашения о ядерной программе Ирана сообщило издание Deutsche Welle. Вашингтон во главе с Дональдом Трампом дистанцируется от ядерной сделки, ища возможные обоснования дискредитировать Иран. Американский посол в ООН Никки Хейли напрямую не говорит о том, что США готовы отказаться от соглашения, но настаивает, что в случае, если Дональд Трамп решится на серьезные действия, у него будет ”твердая почва под ногами”. Однако при подобном развитии событий существует опасность спровоцировать кризис, созданный собственными руками, что крайне беспокоит Вашингтон в последнее время. Государственный секретарь Рекс Тиллерсон и министр обороны Джеймс Мэттис посоветовали президенту не расторгать соглашение. Несмотря на оппозицию в своей же администрации, у Трампа хватает влиятельных сторонников, поддерживающих его позицию. Марк Дубовиц из Фонда защиты демократий предлагает создать ”досье” из мелких нарушений сделки со стороны Ирана с целью дискредитировать государство, но при этом сохранить само соглашение. Европа, в свою очередь, не заинтересована в каких-либо дальнейших потрясениях на Ближнем Востоке, так как они приведут к усилению гонки вооружений и ужесточению насилия, которое может спровоцировать увеличение числа беженцев. Без ядерной сделки у Ирана не будет причин сдерживать себя с политической точки зрения, и, вероятно, страна выберет более агрессивный курс. Исходя из этого, Deutsche Welle заключает, что в отношении иранской ядерной сделки, американские и европейские интересы явно расходятся.