Лучшие книги прошлого года

11 янв. 2019 г. в 12:10
1918
 
Лучшие книги прошлого года

 

С лидерами определились почти все литературные премии мира и России, издательства, критики, блогеры. Мнения разные, совпадений нет совсем.

 

 

Просто посчитали тиражи

Список Forbes наиболее коммерчески успешных, иначе говоря, самых продаваемых книг 2018 года возглавило «Происхождение» Дэна Брауна. С момента выхода на русском, а именно с 12 декабря 2017 года продано почти 350 тысяч бумажных экземпляров и электронных версий этого произведения. На втором месте – роман Гузель Яхиной «Дети мои». Приобретено около 150 тысяч бумажных и электронных экземпляров, 135 и 14 тысяч – соответственно. Замыкает тройку «Все та же я» Джоджо Мойес – раскуплено без малого 100 тысяч.

 

Подробнее:

Дэн Браун, Происхождение, АСТ

Пятая книга американского писателя и очередное расследование профессора религиозной символогии Роберта Лэнгдона. На этот раз действие происходит в музее Гуггенхейма в Бильбао, где собирается весь цвет мировой науки, чтобы услышать сенсационный доклад на темы «Откуда пришло человечество?» и «Куда оно движется?». А дальше – все как обычно: докладчик убит, сенсация не прозвучала, и Роберт Лэнгдон ведет расследование, полное интересных фактов, большинство из которых придуманы самим писателем, но выглядят очень убедительно. Читается на одном дыхании.

Гузель Яхина, «Дети мои», АСТ

Второй роман писательницы. Первый – «Зулейха открывает глаза» – вошел в шорт-листы нескольких литературных премий, в 2015 году вышел на первое место в «Большой книге» и переведен на 17 языков. В основе второго «выстрела» – история поволжской немецкой семьи из колонии Гнаденталь. Ее основатель – школьный учитель Якоб Иванович Бах, полюбивший «неровню» – дочку богатого хуторянина. Не получив благословения близких, влюбленные убегают, и впереди у них вся жизнь. Вместе со страной герои проживают перипетии ХХ века, помноженные на свои собственные. Очень плотное повествование, наполненное детальными описаниями и подробностями быта, природы и обычаев поволжских немцев и татар. И такой прием, похоже, надо принимать как стилистическую особенность автора. Через несколько страниц обнаруживаешь, что читать быстро не получается, а расстаться с романом уже невозможно, поэтому отодвигаешь все прочие дела и уходишь с головой в повествование.

Джоджо Мойес, «Все та же я», Азбука-Аттикус. Самый неожиданный выбор россиян, поскольку это всего-навсего стандартный любовный роман, а точнее завершающая часть трилогии «До встречи с тобой» и «После тебя». По первой книге в 2016 снят фильм.

 

Еще один подсчет

По данным книжных магазинов, в десятку самых продаваемых книг 2018 года вошли (перечисление по убыванию популярности):

Виктор Пелевин, «Тайные виды на гору Фудзи», ЭКСМО

Дина Рубина, «Наполеонов обоз. Книга 1: Рябиновый клин», ЭКСМО

Татьяна Устинова, «Звезды и Лисы», ЭКСМО

Борис Акунин, «Ореховый Будда», АСТ

Алексей Иванов, «Тобол. Мало избранных», Литагент АСТ

Фредрик Бакман, «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения», СиндБад

Алексей Сальников «Петровы в гриппе и вокруг него», АСТ

Имена все известные, из года в год переходящие из лонг-листов в шорт-списки. Российский читатель как правило выбирает российского же писателя, что закономерно. Исключений два, оба – на последних местах перечня. Федерик Бакман – швейцарский писатель, известный в России по роману и фильму «Вторая жизнь Уве», и Алексей Сальников – до выхода романа малоизвестный поэт из Екатеринбурга.

Надо знать, у кого спрашивать

В то же время Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) обнародовал результаты ежегодного опроса на тему: «Кого больше всех читают в России?». И уже двенадцатый год подряд по совокупности тиражей на первое место вышла Дарья Донцова. Факт можно сколько угодно комментировать и оспаривать, но, посмотрев на ситуацию без снобизма, например, глазами рядового пассажира общественного транспорта, с подобным выбором придется согласиться. По мнению социологов, Дарью Донцову следует воспринимать не как литературный феномен, а как социальный. Ее чаще всего читают в метро и автобусах, а также в больницах. Изучением чтения людей, страдающих разными хроническими болезнями, занимается социология заболеваний. Она-то и установила, что среди пациентов кардиологических отделений больше тех, кто вне больничных стен читают Достоевского и Толстого, но попав в стационар, люди меняют пристрастия и читают уже Дарью Донцову, записываясь в очередь на ее незамысловатые ироничные детективы. Видимо этого автора давно пора оценивать по другим критерия: по уникальному умению помочь человеку отришиться от ментальных проблем и «уйти» в отпуск целиком – головой и душой.

 

Крушение основ

Нобелевская премия по литературе в 2018 году не вручалась. Официальной причиной, как сообщает The New York Times, стал скандал с фотографом Жан-Клодом Арно – мужем члена шведской нобелевской академии, поэтессы Катарины Фростенсон. В ноябре 2017 года 18 женщин обвинили его в сексуальных домогательствах. Причем, некоторые случаи харассмента, якобы, происходили в стенах святая святых – самой академии! Жертвы не афишируют подробности, а сам фотограф отвергает обвинения. Руководство комитета по Нобелевской премии посчитало вердикт убедительным, но нашлись и противники подобного решения.

Группа из более чем ста деятелей культуры, назвавшая себя Новой академией, предложила шведским библиотекарям составить шорт-лист альтернативной нобелевки по литературе. В список вошли: английский писатель-фантаст, автор графических романов и комиксов Нил Гейман, канадская писательница с вьетнамскими корнями Ким Тхуи и Харуки Мураками. Последний попросил вычеркнуть его из шорт-листа, поскольку суета вокруг «отвлекает от работы над новым романом». В результате 15 октября 2018 года прозвучало имя обладателя альтернативной Нобелевской премии по литературе. Лавры достались французской писательнице, автору романов, новелл, пьес и книг для детей Маризе Конде с формулировкой «за честность в описании ужасов колониализма и хаоса постколониализма». Выходит, на принятие решения снова повлияла политика, а художественные достоинства лауреата отошли на второй план или еще дальше. Тот же упрек из года в год посылался настоящей академии. И смена тех, кто выбирает самого достойного писателя года, не повлияла на принцип отбора.

Мариза Конде, возглавляя Комитет памяти о рабстве, учрежденный во Франции в 2004 году, добилась того, что во Франции с 2006 года 10 мая отмечается как День памяти о рабстве. Уроженка Гваделупы, выпускница Сорбонны, проживает в США, не знакома российским читателям – её произведения не переведены на русский язык.

Сразу после объявления альтернативного лауреата Новая Нобелевская академия была распущена.

 

И коротко о других премиях

Про то, кому и почему досталась главная литературная премия России «Большая книга», мы подробно писали сразу после церемонии вручения.

Коротко перечислим победителей других наиболее известных литературных конкурсов.

Премия «Ясная поляна» присуждается в двух номинациях: «Современная русская проза» и «Иностранная литература». В 2018 награды получили Ольга Славникова за роман «Прыжок в длину» и Амос Оз за роман «Иуда».

«Национальным бестселлером» стал роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него».

Премию Андрея Белого в номинации Проза вручили Павлу Пепперштейну за роман «Предатель ада», в номинации «Поэзия» – Андрею Сен-Сенькову за «Стихотворения, красивые в профиль».

Премия «Лицей» для молодых прозаиков и поэтов от 15 до 35 лет в минувшем году досталась прозаикам Константину Куприянову «Желание исчезнуть» (1 место), Игорю Савельеву «Ложь Гамлета» (2 место) и Булату Ханову «Дистимия» (3 место), а также поэтам Андрея Фамицкому, Елене Жамбаловой и Софье Серебряковой (перечислены в порядке убывания занятого места).

Премия «Просветитель» за лучшие научно-популярные книги на русском языке досталась Сергею Ястребову, автору «От атомов к древу: Введение в современную науку о жизни» (Естественные и точные науки) и коллективу Сергея Зотова, Михаила Майзульса и Дильшате Харман за «Страдающее Средневековье» (Гуманитарные науки).

Всероссийский конкурс на лучшее произведение для детей и юношества Книгуру, где голосуют подростки от десяти до семнадцати лет, распорядился так:

1 место – Илга Понорницкая, «Изо»; 2 место – Артем Ляхович «Голубой трамвай»; 3 место – Виктория Ледерман «Теория невероятностей».

Премия ЧИТАЙ РОССИЮ/READ RUSSIA за лучший перевод произведения русской литературы на иностранные языки в номинации «Классическая русская литература XIX века» ушла к Марте Санчес за перевод на испанский язык «Севастопольских рассказов» Льва Толстого; в номинации «Литература ХХ века» – к Анн Кольдефи-Фокар и Женевьеве Жоаннэ за перевод на французский язык узла IV «Красного колеса» Александра Солженицына – «Апрель Семнадцатого»; а в номинации «Современная русская литература» победителями стали Оливер Реди за перевод на английский «Репетиции» Владимира Шарова.

 

Букеровская премия, на которую может претендовать любой англоязычный писатель, чьи книги опубликованы в Соединенном Королевстве, а именно в Великобритании, Ирландии и странах Британского Содружества вручена Анне Бернс за роман «Молочник».

Ее младшая сестра Международная букеровская премия, которая вручается раз в два года за переводы на английский язык, ушла к польской писательнице Ольге Токарчук «Бегуны».

А самая престижная литературная награда Франции и в тоже время самая скромная по размеру вознаграждения Гонкуровская премия досталась Николя Матье «Дети после них». Победитель традиционно получил свои 10 евро.

 

Ждем!

И только один литературный конкурс еще не определился с победителями. Премия НОС – Новая Отечественная Словесность, учрежденная Фондом Михаила Прохорова, должна назвать своих лауреатов в конце января-начале февраля 2019 года.

 

Людмила Привизенцева