До конечного пункта театрального сезона 2018\2019 еще месяц-полтора-два. Мы наверняка увидим премьеры, а некоторыми даже восхитимся. Но уже есть спектакли, которые заняли место на пьедестале почета. И «Матросская тишина» в Театре Олега Табакова – первый из лидеров.
«Матросская тишина» в Табакерке – это полуторачасовая минута молчания, во время которой зритель ловит каждое слово, звучащее со сцены, и оплакивает прошлое своих близких – родителей, и их родителей, и … Сколько поколений граждан государства российского мечтали о лучшем будущем для детей, положили жизнь, чтоб оно вообще состоялось. И мечты вроде бы уже начинали сбываться, но случалось нечто – Первая мировая война, революции, гражданская, Великая отечественная… И едва замаячившее счастье снова отодвигалось до лучших времен, а то и вовсе рассыпалось в клочья, которые уже не собрать. Будет ли конец этому порочному кругу?
На первый взгляд, решение вернуть «Матросскую тишину» в репертуар Табакерки, лежало на поверхности. Достойная дань благодарности учителю от ученика и последователя, Олегу Табакову – от Владимира Машкова. В этой знаменательной для Олега Павловича пьесе, запрещенной к репетициям в открывающемся «Современнике», он должен был играть роль Давида Шварца. Спустя тридцать лет Табаков все же ставит «Матросскую тишину» со студентами в школе-студии МХАТ и ещё через 20 с лишним лет – на сцене едва обустроенной на улице Чаплыгина Табакерки. Столетие автора пьесы Александра Галича – тоже веская причина для возвращения спектакля на сцену. И все же решиться на это «восхождение» спустя еще более 10 лет – отважный поступок.
Сейчас пьесе за 70: есть воспоминания о читке «Матросской тишины» в 1948 году на квартире у Марка Донского, предполагавшего снять по ней фильм в память о войне. А как отзовется эта история у нынешних зрителей? Не превратиться ли в одну из лубочных картинок прошлого – такого же непонятного, как рассказы про татарское иго?
Но в руках мастера «Матросская тишина» на излете первой четверти XXI века, на новой сцене Табакерки звучит как вечная притча о родительской любви, которая, как говорил Олег Табаков, «знает о своих детях больше, чем они сами могут о себе предположить».
Владимир Машков сумел подобрать и зашифровать в своей постановке код, который включается с первой же мизансцены и работает до последней. Слезы появляются на глазах еще до того, как понимаешь, что к чему в этой истории. Даже аплодисменты зрителей звучат иначе: их не назовешь восторженными овациями. Это дань благодарности за работу, которая подняла из глубин подсознания нечто важное, поставило его в полный рост перед тобой и теперь попробуй забудь. И посветлело на душе, и дышать стало легче как после дождя, омывшего город от пыли и грязи.
Среди значительных актерских работ – первая скрипка спектакля Владимир Машков (Абрам Шварц). Он задает верную ноту, по ней настраиваются актеры и держат ее до конца. Это относится и к опытным мастерам Сергей Беляев (Мейер Вольф), Андрей Смоляков (Чернышов), Сергей Угрюмов (Митя Жучков), Яна Сексте (Роза Гуревич), и к молодым актерам, и в первую очередь к Владиславу Миллеру (Давид Шварц). В предыдущей постановке «Матросской тишины» эта роль была у Евгения Миронова. Играть по его стопам – не простая задача. Но вершина взята. Есть телеверсия предыдущей «Матросской тишины». Игру актеров обоих спектаклей можно сравнить, хотя бы для того, чтобы восхититься мастерству и тех, и других, а еще тому, что нет пределов совершенству. Блестящие работы тридцатилетней давности нисколько не потускнели. Но Боже мой, сколько новых граней появилось у этих алмазов!
фото: Московский Театр Олега Табакова