Генеральная Ассамблея ООН на пленарной сессии в конце июня приняла резолюцию "Укрепление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в Центральноазиатском регионе". Резолюция была разработана по инициативе Узбекистана совместно с соседними государствами Центральной Азии, единогласно поддержана всеми государствами-членами ООН. Это первый документ подобного рода, принятый ООН, в котором была зафиксирована консолидированная позиция всех пяти государств Центральной Азии по главным проблемам региона, начиная от вопросов связанных с использованием воды, заканчивая потенциальными угрозами со стороны международных террористов.
Глава Постоянного представительства Узбекистана при ООН Бахтиёр Ибрагимов в ходе сессии отметил, что основной целью документа является поддержка международного сообщества в усилиях Центральноазиатских стран по содействию более тесному сотрудничеству в целях обеспечения мира и стабильности в регионе.
Особое внимание придается совместным усилиям центральноазиатских государств, направленным на содействие мирному процессу и социально-экономическому развитию в Афганистане. Подчеркивается значимость Ташкентской конференции по Афганистану "Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие", состоявшейся в марте текущего года, для достижения мира и примирения в этой стране.
Резолюция призывает международное сообщество, в частности специализированные учреждения, фонды и программы системы ООН, поддерживать приоритетные направления регионального сотрудничества, интеграции и устойчивого развития в Центральной Азии, определяемые самими странами региона.
Зураб Тодуа, историк, политолог, эксперт по проблемам постсоветского пространства считает, что принятая резолюция по Центральной Азии "является чрезвычайно важным действием в деле укрепления стабильности в регионе, формирования дальнейших предпосылок для экономического сотрудничества и решения различны проблем". "Это первый документ такого рода, принятый ООН, в котором была зафиксирована консолидированная позиция всех пяти государств Центральной Азии по главным проблемам региона, начиная от экологических проблем и вопросов, связанных с использованием воды, заканчивая потенциальными угрозами со стороны международных террористов. Отрадно, что все лидеры государств региона смогли преодолеть имеющиеся у них различные подходы и оценки и решили объединить свои возможности. Это вселяет определенный оптимизм, и внушает надежду, что общими усилиями экономическое сотрудничество между странами региона, а также между ними и другими державами, будет успешно развиваться и далее, а проблемы и угрозы будут парированы", – сказал автору Зураб Тодуа.
Эксперт отметил, что ранее отдельные страны Центральной Азии рассчитывали самостоятельно решить проблемы, без поддержки и взаимопонимания соседей. Именно такой подход когда-то разрушил попытку сформировать Центрально-азиатский союз, который создавался усилиями, прежде всего, Ташкента и Астаны как раз для того, чтобы сообща решать насущные проблемы. "Говоря о важности вышеупомянутой резолюции, уместно подчеркнуть, что ее появление стало возможным в немалой степени благодаря конструктивной позиции Узбекистана, который в последнее время демонстрирует стремление преодолеть различного рода барьеры в отношениях с соседними странами и желание придать динамизм экономике страны", – считает Тодуа.
За короткое время президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев посетил с государственными визитами Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан. Достигнуты взаимовыгодные решения по государственной границе, транспортным коммуникациям, межрегиональному сотрудничеству и многим другим вопросам. Регион приобретает большее значение в качестве основного межрегионального транспортного коридора, соединяющего Восток с Западом.
"Главный приоритет Узбекистана – это создание пояса стабильности, безопасности и благополучия. И эта политика быстро дала результаты, благодаря принципиальному подходу к решению всех назревших вопросов, когда президент заявил, что в регионе нет вопросов, которые бы нельзя было решить на основе разумных компромиссов и с учетом интересов всех заинтересованных сторон. Новая политика Узбекистана подтолкнула все страны региона решать совместные проблемы. К тому же стабильность в Афганистане – это вопрос и нашего экономического благополучия, ибо через эту страну лежит выход к южным морям. А не имея этого выхода, мы, по оценкам БостонКонсалтинг групп, ежегодно недополучаем 20% ВВП", – сказал в беседе с автором возглавлявший на тот момент Институт стратегических и межрегиональных исследований при президенте Узбекистана, а ныне Генеральный секретарь ШОС Владимир Норов.
Узбекистан взял на себя функции страны-гаранта по урегулированию ситуации в Афганистане. Прежде позиция Ташкента к сотрудничеству с Афганистаном на двусторонней основе. В рамках этого формата Узбекистан построил железную дорогу "Хайратон—Мазари-Шариф", наладил поставки электричества, с 2002 года увеличив в 30 раз объемы его экспорта – до1,8 млрд кВт/ч. В 2018 году поставки электроэнергии будут доведены до 2 млрд кВт/ч за счет строительства дополнительной линии электропередачи "Сурхан – Пули-Хумри".
Инициативу Узбекистана по стабилизации ситуации в Афганистане и вовлечение этой страны в региональные экономические проекты поддержали США и Европейский Союз. ЕС готов к развитию отношений со странами региона и пообещал, что уже к 2019 году будет принята новая стратегия ЕС по Центральной Азии, которая будет направлена на установление нового уровня амбиций для участия в регионе. Обновленный формат С5+1 предлагает и США.
"С принятием Генассамблеей ООН резолюции по Центральной Азии началась новая эра в истории мировых политических процессов. Состоявшийся 15 марта 2018 года в Астане первый саммит глав государств Центральной Азии вполне может заложить основу формирования новой межгосударственной структуры, способной конкурировать с такими "колоссами" как ОДКБ, ШОС и Евразийский экономический союз. Вполне закономерно, что именно Мирзиёев инициировал принятие подобной резолюции. Поскольку он стал образцом президента новой формации, не склонным к ригидному типу политиков региона. Это очень важно, ведь именно ригидность, порождает социально-экономический застой и следующий за ним политический кризис", – сказал автору научный сотрудник Аналитического центра ИМИ МГИМО Шарбатулло Содиков. По словам эксперта, в центрально-азиатском регионе не хватало динамики, которую, после смерти Ислама Каримова, придает бифуркационный Узбекистан. Находящийся долгие годы в регионе на лидирующей позиции Казахстан, уходит на второй план. Его место медленно, но уверенно занимает Узбекистан. "В целом, можно отметить, что реализация, принятой резолюции, позволит сформировать конструктивную площадку, объединяющую лидеров государств Центральной Азии для комплексного урегулирования региональных проблем", - резюмировал эксперт.