В Берлине обсудили новую политику Европы в отношении Ирана

2 апр. 2016 г. в 01:42
1097
 
В Берлине обсудили новую политику Европы в отношении Ирана

С момента снятия с Ирана международных санкций прошло около двух месяцев. В надежде на преференции и крупные заказы в Тегеран заспешили многочисленные экономические делегации стран Евросоюза. Но эта страна по-прежнему остается "темной лошадкой" для Европы. Политики и эксперты продолжают задаваться вопросом, чего ждать от ИРИ после заключения "ядерной сделки" - откроется ли Иран Европе политически, станет ли он союзником Запада в регионе, следует ли делать ставку на Тегеран вместо традиционного партнерства с проблемным Эр-Риядом? Наконец, как быть с Израилем, перед которым Германия несет особую историческую ответственность? Этим и многим другим вопросам, касающимся нового формата отношений с Ираном, была посвящена очередная подиумная дискуссия в Германском обществе внешней политики.

Одной из тем обсуждения стал успех условной фракции "реформаторов" в Иране на прошедших недавно выборах в экспертный совет. Многолетний председатель Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер считает, что после успеха "реформаторов" на прошедших парламентских выборах и выборах в экспертный совет не следует питать чрезмерных ожиданий по поводу возможного "открытия" Ирана Западу. "Я разделяю мнение, что произошедшее стало штрафной карточкой для сторонников жесткой линии так называемых "хардлайнеров", нежели большим прорывом "реформаторов", который можно было бы расценить как предпосылку для значимого разворота Ирана на Запад", - считает опытный дипломат. "Мы должны сохранять на низком уровне ожидания по поводу того, что Иран начнет открываться Западу или же фундаментально пересмотрит свою политику в отношении Ирана, иначе нас ожидает лишь разочарование", - отметил Вольфганг Ишингер. По его мнению, не проявляющая политической активности значительная часть молодого населения Ирана стремится к большей открытости, что обязательно проявило бы себя, если бы в Иране состоялись полноценные обширные выборы. Однако руководство страны понимает это, и участие этой группы населения в политическом процессе тормозится.

Комментируя негативную реакцию политического руководства Израиля на атомную сделку с Ираном, на которое пошло мировое сообщество, Вольфганг Ишингер заметил, что многие в Израиле не разделяют позиции официального Тель-Авива. Руководство Израиля, по словам дипломата, так и не смогло ответить на вопрос о том, какой могла бы быть альтернатива ядерной сделке. Участники дискуссии также обсудили недавние пуски баллистических ракет Ираном, воспринятые многими наблюдателями в качестве антиизраильской провокации. Несмотря на нескрываемый антиизраильский подтекст теста баллистических ракет, по мнению эксперта DGAP, политолога Али Фатулла-Нейад, Иран не преследует такой стратегической цели как уничтожение Израиля. "С начала исламской революции эта тема используется "хардлайнерами" для зарабатывания политических очков. И этот эпизод лишь подчеркивает наличие в Иране различных центров и групп во власти. Конечно, в самом иранском населении царят "антисионистские" настроения, и именно эта группа населения является адресатом подобной политики "хардлайнеров". Даже несмотря на двойное поражение "хардлайнеров", они не оставляют попыток торпедировать процесс сближения с Западом" - отмечает политолог.

Эксперт положительно расценил сам факт отмены санкций, поскольку это открывает множество новых перспектив, в том числе, для крайне ослабленного за последнее десятилетие гражданского общества Ирана. С другой стороны Иран, как и ряд других стран региона, столкнулся с крайне сильными социально-экономическими проблемами, в том числе, и из-за рухнувших мировых цен на энергоносители. "Огромное число людей в Иране живет за чертой бедности, по некоторым оценкам, 40% всего населения. Если взглянуть на экономическую политику президента Рухани, то остается немного оптимизма по поводу того, что он окажется в состоянии разрешить эти проблемы", - заметил политолог. Он напомнил, что бюджет минувшего года (по иранскому календарю он закончился 19 марта) характеризуется двумя основными моментами: с одной стороны, сокращались расходы на социальную поддержку, с другой – увеличивались и без того высокие затраты на поддержку силового аппарата. "Подобная экономическая политика не соответствует ни цели разрешения экономических проблем Ирана, ни снижению роли автократического элемента в иранском руководстве. Новый бюджет предусматривает большую приватизацию, но насколько правительство окажется в состоянии осуществить ее – очень большой вопрос" - считает Фатулла-Нейад.

Участники дискуссии, среди которых был и внешнеполитический спикер фракции "Зеленые" в Бундестаге Омид Ноирпур, едины во мнении, что однозначная ставка на Тегеран в качестве регионального союзника взамен на традиционное партнерство с Эр-Риядом стала бы ошибочным шагом. Основной задачей Запада в сложившихся условиях является выстраивание диалога между Тегераном и Эр-Риядом и стабилизация ситуации, характеризуемой гегемониальным противостоянием двух держав на Ближнем Востоке. Необходимо снизить напряженность, обусловленную страхами Саудовской Аравии и ее союзников в связи с возвращением Ирана на мировую сцену.

В ходе обмена мнениями была также высказана критика в адрес Европы, в своей иранской политике полностью выведшей за скобки вопросы прав человека и фактически отказавшейся от декларированной "политики ценностей" в диалоге с Тегераном. "Думаю, в Тегеране заметили, что, в тот момент, когда определенная страна переходит в статус "партнера" Запада, то оттуда более не раздается критика в связи с вопросами прав человека. Это видно по политике Запада в отношении Анкары или Каира, в отношении которых практически не высказывается критики, хотя за последние два года ситуация с правами человека там лишь ухудшилось", - сказал Фатулла-Нейад, напомнив при этом, что Иран остается мировым лидером по числу казней на душу населения. "В Тегеране регистрируют подобные двойные стандарты в подходе Запада. Здесь уже претензии следует  адресовать западным странам. Пока во внешней политике Запада царит подобная двойственная мораль,  автократические системы будут использовать ситуацию для репрессий против неугодных режиму людей", - считает эксперт.

В свою очередь, руководитель Мюнхенской конференции Вольфганг Ишингер не согласился с обвинениями в "двойственной морали" Запада. "Этот упрек не оправдан. Необходимо делать реальное политическое различие между представлением собственных ценностей (бесспорно, мы должны всегда и везде, максимально отчетливо демонстрировать и представлять наши ценности) и оперативной политикой. Так, если мы будем на переговорах в Тегеране бить кулаками по столу и требовать от беспомощного иранского министра иностранных дел соблюдения прав человека в Иране (а что ему делать с "хардлайнерам" в иранском руководстве?), то это послужит лишь нашему самоудовлетворению, но не более", - заметил дипломат. "Если кто-то думает, что путем агрессивных выступлений на совместных с иранцами пресс-конференциях можно повлиять на ситуацию с правами человека в этой стране хоть на йоту, то он заблуждается. Конечно, мы должны вести переговоры также и с репрессивными, авторитарными и диктаторскими режимами – если бы надо было в международной политике говорить только с друзьями, "хорошими" и демократичными правительствами, то на Земле воцарился бы рай. Дипломатия – это диалог с оппонентами, представляющими позиции, совершенно отличные от наших", - подытожил председатель Мюнхенской конференции.