На этот раз оперу Верди «Макбет» показали в Вене – в Wiener Staatsoper. Премьера прошла 10 июня, ближайшие показы назначены на 14, 17, 21, 24 и 28 июня. «Макбета» ставят часто, интерпретации самые разные. Анна Нетребко спела в четырех постановках разных режиссеров. И конечно же она как никто другой знает, о чем это произведение. «Макбет» одна из самых сложных и мрачных опер. Это про убийства, тщеславие и ночные кошмары. Весь ужас отражен в этой психической постановке, где чета Макбетов оказывается в двух квадратных метрах света в полном одиночестве на сцене среди призраков», – написала певица в своем Инстаграм. И добавила в конце поста, возможно для того, чтобы подбодрить и зрителей, и себя: «.… вот и попрыгаем, как моли в банке».

Очень точное определение. Действие происходит в центре сцены: в круге света стоят два стула, между ними и мечутся, «прыгают» герои – кровожадный Макбет (баритон Лука Сальси), его жена, Макдуфф (начинающий тенор Фредди де Томмазо), Бьянко (бас Роберто Тальявини), Малькольм (тенор Карлос Осуна), фрейлина леди Макбет (Аврора Мертенс, сопрано).

Вглубь сцены, в бесконечность, уходит коридор, обозначенный двумя рядами ламп, похожих на свечи. Из окружающего мрака выпрыгивают ведьмы, призраки, привидения и прочие персонажи. И даже вылетает стая воронов – образ смерти. В начале спектакля вороны мертвы, и актеры обсыпают себя их перьями, ближе к концу – птицы оживают. Смерть собрала свою кровавую жатву, напиталась кровью и обрела плоть. В конце последнего, четвертого акта один ворон садится на спинку стула и становится внимательнейшим собеседником леди Макбет в ее кошмарном сне. На героине надето белое платье. Во всех прочих эпизодах она в черном. Другие персонажи, как правило, тоже. Есть сцена, где Макбет сидит на стуле в белой футболке. А хор ведьм выступает вообще без одежды. Остальных хоров не видно: поют за кулисами или спрятаны во мраке под темными костюмами. Над сценографией к спектаклю работал Клаус Грюнберг, автор костюмов – Клаус Брунс.

«Макбет» занимает особое место в творчестве Верди. Считается, что, работая над музыкой к этой трагедии Шекспира, композитор поменял свой стиль. Его мелодии перестали быть светлыми и легкими, а превратились в мрачные и давящие.

Новый «Макбет» – режиссерская опера. Сейчас Wiener Staatsoper переживает расцвет этого направления. Период начался после смены руководителя театра, год назад директором здесь стал Богдан Рошчич, а главным драматургом – Серджио Морабито. Все оперные премьеры, случившиеся при них, режиссерские подачи, а не классические традиционные постановки.

Поставил спектакль Барри Коски театральный режиссер из Австралии, который много работает в Германии и Австрии. В Венской опере шли его «Медея» и «Лоэнгрин». Мастер уже делал аналогичную версию «Макбета» в Цюрихе в 2016 году. И сейчас перенес ее в Вену. Режиссер убрал многолюдные сцены, перед нами почти всегда дуэт супругов Макбет, постоянно обсуждающих свои замыслы, или соло одного из них, погруженного в собственные мысли или галлюцинации. В интервью Коски говорил, что такая трактовка полностью, на его взгляд, соответствует партитуре Верди. Реальность неотличима от бреда. Накал страстей велик, и нагрузка на исполнителей и зрителей неимоверная.

В спектакле много речитативов. Дирижер спектакля Филипп Джордан (главный дирижер Венского симфонического оркестра Z) убежден, сам Верди не хотел, чтобы артисты пропевали все арии. Проговаривание слов действительно обостряет драматизм.

Анна Нетребко пела партию леди Макбет в четырех разных постановках. Впервые в 2001 году в Мариинском театре, в постановке Валерия Гергиева. Спектакль до сих пор идет. И 19 июня, в перерыве между премьерными показами «Макбета» в Вене, певица прилетит в Санкт-Петербург, чтобы сыграть в нем. Второй раз Нетребко встретилась с ролью леди Макбет на сцене Национального театра Мюнхена, режиссер Мартин Кушей, в 2014, затем – в Метрополитен-опера, постановка Эдриана Ноубла. И теперь – Вена. Кстати, в венской постановке на роль леди Макбет назначена еще одна актриса, тоже Анна – известнейшая в мире сопрано Анна Пироцци.

В видеопрезентации «Макбета», опубликованной Венской оперой на канале ORF (Österreichischer Rundfunk – австрийская общественная телерадиокомпания – Z) Анна Нетребко говорит, что ее завораживает этот «темный, мрачный, сложный шекспировский образ. Певицу не пугают ни «визгливые» верхние ноты, ни «рычащие» нижние. Нетребко пытается передать через этот образ важную мысль: совершать убийство тяжело, оно всегда имеет последствия для психики убивающего. И не удивительно, что герои оперы сходят с ума. «Моя героиня существует на грани сумасшествия. Петь партию тяжело. В голосе должно быть много оттенков, они все время меняются: то мягкие, тихие, то громкие, глубокие. А иногда ее голос становится буквально демоническим. А кроме того, в первом акте леди Макбет почти всегда на сцене, что тяжело физически». Примадонна восхищена своими партнерами. «Лука Сальси фантастически вживается в роль, задавая и мне высокий уровень исполнения».

Для партнера Анны Нетребко Лука Сальси, лучшего итальянского баритона, венский «Макбет» – тоже не первый подход к опере и главному герою. Он уже пел эту партию в театре Лисео в Берселоне. И даже в шутку называет партию Макбета одной из своих фирменных ролей. В презентации спектакля певец говорит, что «в «Макбете» как ни в каком другом спектакле, очень важна атмосфера мрачная, больная, засасывающая. На сцене мало места и надо все сложные эмоции сыграть на малом пространстве и для этого надо вжиться в роль. Иногда мне приходится петь совсем тихо и переходить на морендо. (Morendo – прием постепенного уменьшения силы звука до полнейшего его ослабления, замирания – Z). Мой голос должен умирать вместе с моим героем».

У «Макбета» Wiener Staatsoper есть еще одна «фишка»: происходящее на сцене транслируется наружу. Прохожие А Opernring и соседних улиц слышат тоже, что и зрители в зале. Слышат, но не видят.

На ближайшие три спектакля, 14, 17 и 21 июня, билеты проданы. На 24 и 28 – еще есть. На 24 и дешевые, по 40 евро, и дорогие по 239 евро. На 27 только дорогие. Потом показы прервутся на полгода, и только в январе постановка снова появится в афише. И леди Макбет будет петь Анна Пироцци. Цена билетов понизится: дорогие можно уже сейчас получить по 219 евро, а самые дешевые – всего за 15. А Анну Нетребко с Лука Сальси в «Макбете» Барри Коски можно услышать на открытии нового сезона «Ла Скала» 7 декабря.

Барри Коски, театральный режиссер, либреттист, родился в Мельбурне. Среди его постановок «Голем» Ларри Сицки, «Орфей» Монтеверди, «Лоэнгрин» и «Кольцо нибелунга» Вагнера и другие. Ставил спектакли на собственные либретто. С 2012 года является главным режиссером берлинской Komische Oper. В 2019 году дебютировал на Зальцбургском фестивале с опереттой Оффенбаха «Орфей в аду». Среди недавних премьер Барри Коски – «Агриппина» в Гамбургской опере и «Золотой петушок» в Лионской.

«Макбет» – первая из опер Джузеппе Верди, написанных на шекспировские сюжеты. Автор либретто Франческо Мария Пьяве. Текст Пьяве основан на прозаическом переводе Карло Рускони, напечатанным в Турине в 1838 году. Первое представление оперы прошло в Театро делла Пергола во Флоренции 14 марта 1847 года. Почти через двадцать лет парижская Grand Opеra предложила композитору дополнить партитуру. В результате Верди переписал почти всю музыку. Премьера новой версии состоялась 21 апреля 1865 года. Второй вариант более популярен по сей день.

Фото: Michael Poehn/Wiener Staatsoper