На этот раз оперу Верди «Макбет» показали в Вене – в Wiener Staatsoper. Премьера прошла 10 июня, ближайшие показы назначены на 14, 17, 21, 24 и 28 июня. «Макбета» ставят часто, интерпретации самые разные. Анна Нетребко спела в четырех постановках разных режиссеров. И конечно же она как никто другой знает, о чем это произведение. «Макбет» одна из самых сложных и мрачных опер. Это про убийства, тщеславие и ночные кошмары. Весь ужас отражен в этой психической постановке, где чета Макбетов оказывается в двух квадратных метрах света в полном одиночестве на сцене среди призраков», – написала певица в своем Инстаграм. И добавила в конце поста, возможно для того, чтобы подбодрить и зрителей, и себя: «.… вот и попрыгаем, как моли в банке».
Очень точное определение. Действие происходит в центре сцены: в круге света стоят два стула, между ними и мечутся, «прыгают» герои – кровожадный Макбет (баритон Лука Сальси), его жена, Макдуфф (начинающий тенор Фредди де Томмазо), Бьянко (бас Роберто Тальявини), Малькольм (тенор Карлос Осуна), фрейлина леди Макбет (Аврора Мертенс, сопрано).
Вглубь сцены, в бесконечность, уходит коридор, обозначенный двумя рядами ламп, похожих на свечи. Из окружающего мрака выпрыгивают ведьмы, призраки, привидения и прочие персонажи. И даже вылетает стая воронов – образ смерти. В начале спектакля вороны мертвы, и актеры обсыпают себя их перьями, ближе к концу – птицы оживают. Смерть собрала свою кровавую жатву, напиталась кровью и обрела плоть. В конце последнего, четвертого акта один ворон садится на спинку стула и становится внимательнейшим собеседником леди Макбет в ее кошмарном сне. На героине надето белое платье. Во всех прочих эпизодах она в черном. Другие персонажи, как правило, тоже. Есть сцена, где Макбет сидит на стуле в белой футболке. А хор ведьм выступает вообще без одежды. Остальных хоров не видно: поют за кулисами или спрятаны во мраке под темными костюмами. Над сценографией к спектаклю работал Клаус Грюнберг, автор костюмов – Клаус Брунс.
«Макбет» занимает особое место в творчестве Верди. Считается, что, работая над музыкой к этой трагедии Шекспира, композитор поменял свой стиль. Его мелодии перестали быть светлыми и легкими, а превратились в мрачные и давящие.
Новый «Макбет» – режиссерская опера. Сейчас Wiener Staatsoper переживает расцвет этого направления. Период начался после смены руководителя театра, год назад директором здесь стал Богдан Рошчич, а главным драматургом – Серджио Морабито. Все оперные премьеры, случившиеся при них, режиссерские подачи, а не классические традиционные постановки.
Поставил спектакль Барри Коски – театральный режиссер из Австралии, который много работает в Германии и Австрии. В Венской опере шли его «Медея» и «Лоэнгрин». Мастер уже делал аналогичную версию «Макбета» в Цюрихе в 2016 году. И сейчас перенес ее в Вену. Режиссер убрал многолюдные сцены, перед нами почти всегда дуэт супругов Макбет, постоянно обсуждающих свои замыслы, или соло одного из них, погруженного в собственные мысли или галлюцинации. В интервью Коски говорил, что такая трактовка полностью, на его взгляд, соответствует партитуре Верди. Реальность неотличима от бреда. Накал страстей велик, и нагрузка на исполнителей и зрителей неимоверная.
В спектакле много речитативов. Дирижер спектакля Филипп Джордан (главный дирижер Венского симфонического оркестра – Z) убежден, сам Верди не хотел, чтобы артисты пропевали все арии. Проговаривание слов действительно обостряет драматизм.
Анна Нетребко пела партию леди Макбет в четырех разных постановках. Впервые в 2001 году в Мариинском театре, в постановке Валерия Гергиева. Спектакль до сих пор идет. И 19 июня, в перерыве между премьерными показами «Макбета» в Вене, певица прилетит в Санкт-Петербург, чтобы сыграть в нем. Второй раз Нетребко встретилась с ролью леди Макбет на сцене Национального театра Мюнхена, режиссер Мартин Кушей, в 2014, затем – в Метрополитен-опера, постановка Эдриана Ноубла. И теперь – Вена. Кстати, в венской постановке на роль леди Макбет назначена еще одна актриса, тоже Анна – известнейшая в мире сопрано Анна Пироцци.
В видеопрезентации «Макбета», опубликованной Венской оперой на канале ORF (Österreichischer Rundfunk – австрийская общественная телерадиокомпания – Z) Анна Нетребко говорит, что ее завораживает этот «темный, мрачный, сложный шекспировский образ. Певицу не пугают ни «визгливые» верхние ноты, ни «рычащие» нижние. Нетребко пытается передать через этот образ важную мысль: совершать убийство тяжело, оно всегда имеет последствия для психики убивающего. И не удивительно, что герои оперы сходят с ума. «Моя героиня существует на грани сумасшествия. Петь партию тяжело. В голосе должно быть много оттенков, они все время меняются: то мягкие, тихие, то громкие, глубокие. А иногда ее голос становится буквально демоническим. А кроме того, в первом акте леди Макбет почти всегда на сцене, что тяжело физически». Примадонна восхищена своими партнерами. «Лука Сальси фантастически вживается в роль, задавая и мне высокий уровень исполнения».
Для партнера Анны Нетребко Лука Сальси, лучшего итальянского баритона, венский «Макбет» – тоже не первый подход к опере и главному герою. Он уже пел эту партию в театре Лисео в Берселоне. И даже в шутку называет партию Макбета одной из своих фирменных ролей. В презентации спектакля певец говорит, что «в «Макбете» как ни в каком другом спектакле, очень важна атмосфера – мрачная, больная, засасывающая. На сцене мало места и надо все сложные эмоции сыграть на малом пространстве и для этого надо вжиться в роль. Иногда мне приходится петь совсем тихо и переходить на морендо. (Morendo – прием постепенного уменьшения силы звука до полнейшего его ослабления, замирания – Z). Мой голос должен умирать вместе с моим героем».
У «Макбета» Wiener Staatsoper есть еще одна «фишка»: происходящее на сцене транслируется наружу. Прохожие А Opernring и соседних улиц слышат тоже, что и зрители в зале. Слышат, но не видят.
На ближайшие три спектакля, 14, 17 и 21 июня, билеты проданы. На 24 и 28 – еще есть. На 24 и дешевые, по 40 евро, и дорогие по 239 евро. На 27 только дорогие. Потом показы прервутся на полгода, и только в январе постановка снова появится в афише. И леди Макбет будет петь Анна Пироцци. Цена билетов понизится: дорогие можно уже сейчас получить по 219 евро, а самые дешевые – всего за 15. А Анну Нетребко с Лука Сальси в «Макбете» Барри Коски можно услышать на открытии нового сезона «Ла Скала» 7 декабря.
Барри Коски, театральный режиссер, либреттист, родился в Мельбурне. Среди его постановок «Голем» Ларри Сицки, «Орфей» Монтеверди, «Лоэнгрин» и «Кольцо нибелунга» Вагнера и другие. Ставил спектакли на собственные либретто. С 2012 года является главным режиссером берлинской Komische Oper. В 2019 году дебютировал на Зальцбургском фестивале с опереттой Оффенбаха «Орфей в аду». Среди недавних премьер Барри Коски – «Агриппина» в Гамбургской опере и «Золотой петушок» в Лионской.
«Макбет» – первая из опер Джузеппе Верди, написанных на шекспировские сюжеты. Автор либретто Франческо Мария Пьяве. Текст Пьяве основан на прозаическом переводе Карло Рускони, напечатанным в Турине в 1838 году. Первое представление оперы прошло в Театро делла Пергола во Флоренции 14 марта 1847 года. Почти через двадцать лет парижская Grand Opеra предложила композитору дополнить партитуру. В результате Верди переписал почти всю музыку. Премьера новой версии состоялась 21 апреля 1865 года. Второй вариант более популярен по сей день.
Фото: Michael Poehn/Wiener Staatsoper