В Италии нашли подлинник картины Рембрандта «Поклонение волхвов». Это третья по счету версия шедевра, созданного мастером в 1632–1633 гг. и утерянная на века. Первые две висят в художественном музее Гетеборга и в Эрмитаже.

С работами Рембрандта Харменса ван Рейна все время что-то происходит. Они теряются, находятся, снова исчезают и опять появляются, иногда сразу в нескольких вариантах. Причиной новых споров стало известие, пришедшее с римской виллы Медичи, где расположена Французская академия. В конце июня там прошел симпозиум, на котором представили картину Рембрандта «Поклонение волхвов». Авторитетные эксперты утверждают, что находка – подлинник. А в Эрмитаже и Гетеборге висят копии.

Сотрудники Гетеборгского художественного музея и не настаивают на том, что их «Поклонение волхвов» – подлинник. Читаем подпись под картиной: «Школа Рембрандта. Поклонение волхвов. 17-й век. Масло, дерево. 76х64,5 см». Эрмитаж сейчас также не рискует утверждать, что владеет оригиналом. Экспонат представлен аналогично: «Школа Рембрандта. Поклонение волхвов. 17-й век. Холст, масло. 71х65,8 см». Итальянская версия атрибутирована так: «Рембрандт ван Рейн. Поклонение волхвов.1632–1633. Масло, бумага, наклеенная на холст. 54х44,5 см». Недавняя находка имеет более скромные габариты, что, по мнению экспертов, среди прочих характеристик подтверждает его подлинность. Многие картины Рембрандта, из небольших, имеют именно такие размеры.

Вроде бы и спорить не о чем? Но были и другие времена, еще в 70-х годах прошлого века известный специалист по голландской живописи и атрибуции старинных мастеров Ирина Линник утверждала, что «Поклонение волхвов» из коллекции Эрмитажа – подлинник. По лентам ТАСС прошло сенсационное сообщение: «Научный сотрудник Эрмитажа И. Линник, специально изучавшая ленинградский холст, убедилась, что это, бесспорно, работа Рембрандта. В нижней части полотна удалось восстановить характерную для гениального голландца подпись и дату: 1632. Открытие ленинградского искусствоведа подтвердила и рентгенографическая экспертиза. Под верхним слоем красок сохранились многочисленные переделки – следы творческих поисков автора, первоначальные варианты сюжета. Все это также подтверждает подлинность произведения». Так или иначе, но сегодня Эрмитаж не решается назвать свое «Поклонение волхвов» подлинником.

Третье «Поклонение волхвов» упало на искусствоведов и реставраторов – в прямом смысле слова. Полотно долгие годы висело на частной вилле под Римом, но вдруг упало и немного повредилось. Владельцы отдали картину на реставрацию. Шедевр попал в руки известного мастера Антонеллы Ди Франческо. Как только с картины сняли слои потемневшего лака, она, по словам реставратора, засияла особым рембрандтовским светом: «Произошла одна из самых прекрасных вещей, которая может случиться в моей работе. В такой момент ты внезапно понимаешь, что перед тобой находится работа великого мастера, которая вышла из сумрака и выбрала тебя, чтобы быть возвращенной на свет».

Владельцы картины хранят картину у арт-дилеров, но продавать не собираются, поскольку намерены давать ее на прокат музеям и галереям для публичного просмотра. Операторы антикварного рынка не дремлют: по их оценкам, новый Рембрандт стоит от $83,5 млн до $238,5 млн.

Наследие Рембрандта огромно. Художник и сам много работал, и привечал толпы учеников, подмастерьев и последователей. Их работы и принимают за картины мастера. О них спорят. Аргументы выставляются одинаковые – характерная подпись в углу, особый свет, линии, скрытые под краской и указывающие на предварительные наброски. Желающие приобрести всплывший шедевр наверняка потребуют дополнительных экспертиз для подтверждения подлинности полотна. Коллекционеров, готовых выложить подобные суммы, убедить не легко. А арт-мир – еще сложнее.