Ex libri mundo. Книги про карантин, вирусы, вакцины

17 июн. 2020 г. в 10:00
2109
 
Ex libri mundo. Книги про карантин, вирусы, вакцины

За последние месяцы появилось много списков книг, рекомендованных для чтения на самоизоляции. Оказалось, что почти все они условно делятся на две группы: реальные, почти медицинские истории, и фантастические, в которых эпидемии начинаются из-за инопланетян или подобных существ. Последних намного больше, но и первых – хватает. И чаще всего именно они написаны писателями первого ряда. Так, почти все упоминают рассказ Людмилы Петрушевской «Гигиена», «Открытую книгу» Вениамина Каверина – роман о вирусологах, неправильно диагностированных эпидемиях и сознательном заражения советских граждан. Есть в перечнях и «Белая Болезнь» Карела Чапека, и «Чума» Камю, и снова Каверин – «Два капитана», где описано как Саня заболевает испанкой.

По статистике, популярными во время карантина стали произведения, в которых написано про сам карантин, работу врачей и ученых. А также сочинения на другие темы, пишущиеся или выкладываемые в сетях как эпизоды сериалов – с одинаковой периодичностью. Есть бесплатные ресурсы, есть – за деньги.

Так, Джоан Роулинг бесплатно online публикует для детей новую сказку «The Ickabog» («Икабог» – чудовище, пожирающее овец и маленьких детей), которая много лет хранилась у писательницы на чердаке. Тексты появились на сайте Роулинг 26 мая, последний выйдет по 10 июля. Анонсировала проект сама Роулинг:

«Книга не связана с другими моими произведениями. Это политическая сказка для детей 7–9 лет об истине и злоупотреблении властью. События происходят в воображаемой стране Корнукопии. Я придумала ее более 10 лет назад. Она не предназначена для того, чтобы воспринимать ее как ответ на все, что сейчас происходит в мире. Темы вечны и могут относиться к любой эпохе или к любой стране. Писала между книгами о Поттере и изначально планировала к публикации после «Гарри Поттер и Дары смерти». Но вместо этого начала писать романы для взрослых «Случайную вакансию» и детективы про Корморана Страйка (выходят под псевдонимом Роберт Гэлбрейт). Я решила ненадолго отойти от детских книг, но сохранила первый черновик «The Ickabog» на чердаке своего дома. И со временем начала думать об этой сказке как об истории, которая принадлежала двум моим младшим детям, потому что я читала ее им по вечерам, когда они были маленькими. Но несколько недель назад мне пришла в голову идея бесплатно опубликовать историю для детей, сидящих взаперти дома. Мои дети-подростки помогли мне, с энтузиазмом перенесли с чердака вниз очень пыльную коробку, и последние несколько недель я была погружена в выдуманный мир, который, как мне казалось, я больше никогда не войду снова. Работая над завершением книги, я снова начала читать главы по ночам для семьи. Это был один из самых необычных опытов моей писательской жизни, так как первые два читателя «The Ickabog» рассказали мне, что они помнят текст с тех времен, когда были крошечными, и потребовали восстановления эпизодов, которые им особенно нравились. Я подчинилась. Думаю, что «The Ickabog» хорошо подходит для сериализации, потому что он был написан как читаемая вслух книга. «Серии» обозначались неосознанно. Обещаю публиковать ежедневно в будние дни по одной, а может, даже 2 или 3 главы. Затем в ноябре книгу опубликуют в бумажном, электронном и аудиоформате, а гонорары за нее перечислит на проекты, помогающие пострадавшим от пандемии. Присылайте иллюстрации для каждой главы, и лучшие из них будут включены в печатные издания в разных странах в ноябре».

Самым востребованным российским аналогом литературного сериала времен коронавируса стал «Просто Маса» по книге Бориса Акунина. Публикуется он на платформе Storytel, платно. «Просто Маса», он же – великий тацумаса, Масахиро Сибата, он же помощник Фандорина. Осиротевший без своего хозяина (в книге «Не прощаюсь» сыщик погибает) слуга возвращается в родную Японию, которая изменилась и в то же время осталась неизменной. Героя ожидают невероятные потрясения, приключения, открытия, женщины. Читает книгу народный артист Российской Федерации Александр Клюквин, озвучивший всего Акунина. Сериал в меру театрализован: в его титрах упомянут саунд дизайн, и поет Анна Чиповская. И все же это не театр у микрофона, как объяснил сам Акунин на презентации, свободно выложенной в Storytel.

Несколько новинок про эпидемии были представлены и на фестивале «Красная площадь». Евгений Водолазкин прочел отрывки из свежей пьесы «Сестра четырех» ("Редакция Елены Шубиной"). Ему помогала актриса Алиса Хазанова, а Людмила Улицкая (онлайн) под аккомпанемент Полины Осетинской (офлайн) прочла свой сценарий, написанный много десятилетий назад «ООИ в городе (Чума)» ("АСТ").

Первое произведение – постмодернистский взгляд на нынешнюю пандемию. Это типичная пьеса писателя – много разговоров при минимуме действий. Все происходит в одной больничной палате, где лежат сначала двое больных – разносчик пиццы и писатель, потом к ним добавляется еще пара – доктор и депутат. А сестра – медсестра, ухаживающая за четырьмя пациентами. В конце появляются полицейский и психиатр, каждый приходит за своим персонажем. По мере прочтения возникает множество ассоциаций: и с литературными произведениями, прежде всего с чеховской «Палатой №6», и реальными ситуациями, описанными в прессе за последние месяцы. В тексте Водолазкина много хлесткой сатиры в духе «черного» юмора, точных наблюдений и предсказаний. Правда, смеяться совсем не хочется. Слишком зловеще звучат шутки на фоне реальных, из соцсетей, рассказов тех, кто тяжело переболел коронавирусом или потерял близких.

Сценарий про чуму, абревиатура ООИ – особо опасные инфекции, Людмила Улицкая написала в 1978 году. В основе – тоже реальные события – история предотвращения эпидемии легочной чумы, едва не разразившейся в конце 1939 года. Нам, на протяжении нескольких месяцев буквально погруженным в медицинские подробности борьбы с пандемией, невероятно интересно следить за сюжетом. Пошагово описаны действия врачей, остановивших болезнь. Местами текст напоминает инструкцию и при этом слушается на одном дыхании. Пьеса вышла в формате аудиокниги. Хочется спросить: «Почему же сейчас ни в одной стране мира при современном уровне связи не смогли повторить схему предупреждения эпидемии, сработавшую, когда и телефоны-то стояли далеко не у всех». Как писал все тот же Чехов: «… Дай ответ! Нет ответа»…

В следующий раз расскажем о новой премии «Русский детектив»