Московские музеи ждут посетителей. Давайте нарушим тишину музейных залов и приобщимся к прекрасному во всех его проявлениях. Выставок много. И нам есть из чего выбирать.

Алексей Венецианов. «Пространство, свет и тишина» (до 6 февраля), Третьяковская галерея

Кокошники, сарафаны, и «гордые лбы винчианских мадонн»… на картинах Васнецова на выставке в Третьяковской галерее. Ну и продолжим цитировать Дмитрия Кедрина: «Я видал эти синие звезды очей, что глядят с вдохновенных картин Васнецова». Все правильно, Васнецова мы таким знаем. И никаких открытий после посещения его выставки не будет. Но если вы все-таки пойдете на нее, то точно не пожалеете. Получите эстетическое наслаждение от света и цвета, льющегося на нас с картин художника. С Васнецовым связано появление в русском искусстве идиллических сцен из крестьянской жизни. Он был одним из первых живописцев, сумевших наполнить эту тему эстетическим переживанием. Художник был мастером бытового жанра и оставил нам целую галерею портретов русских крестьянок. Кроме того, одержимый идеей воспитания молодых талантов из народа, Венецианов создал собственную школу. На выставке в Третьяковской галерее представлены работы его учеников — Алексея Тыранова, Никифора Крылова, Александра Алексеева, Федора Славянского, Григория Сороки и других.

Новое крыло Дома Гоголя «По (не) предвиденным обстоятельствам» (до 28 ноября)

С 30 сентября в Новом крыле Дома Гоголя открылась выставка «По (не)предвиденным обстоятельствам», на которой представлены работы современных художников, приглашающие к размышлению о роли случайности в искусстве. Основой для него послужили истории, когда автор терял контроль над своим произведением и смыслами, которые оно аккумулирует. Настоящий проект объединил работы художников, которые предлагают взглянуть на опыт случайных явлений как на самостоятельную категорию в современной художественной практике. Среди авторов — Александр Повзнер, Антонина Баевер, Федор Балашев, Наталья Зинцова и другие.

Олег Целков. «Я не здешний, я чужой» (до 15 ноября), Мультимедиа Арт Музей

Выставка посвящена памяти Олега Целкова – классика советского нонконформизма, создавшего, пожалуй, самый узнаваемый (и не очень комплиментарный) образ человечества, который он тиражировал на протяжении всего своего творческого пути. Художник ушел из жизни в июле нынешнего года. Решающей точкой отсчета в творчестве Целкова стал 1960 год, когда, работая над картиной «Портрет», он впервые создал свою знаменитую «морду». Проект в Мультимедиа Арт Музее показывает, как эволюционировал этот образ и менялась его интерпретация.