Венецианский карнавал – одна из старейших европейских традиций, сохранившаяся до сих пор. В этом году впервые с XIII века (!) он пройдет в виртуальном формате.

Ежегодный венецианский карнавал, традиционно проходящий в феврале накануне Великого поста, в этом году решено не отменять в связи с действием ограничительных мер (действуют в Италии до 5 марта). Однако в этот раз проходить он будет в формате онлайн. Сообщается, что зрители станут свидетелями специально подготовленных программ, рассказывающих о карнавальных традициях и его истории. А в «виртуальных комнатах» можно будет подробно осмотреть костюмы и маски. Завершится карнавал, как и положено, к Жирному вторнику (за 47 дней до Пасхального воскресенья), в текущем году это – 16 февраля.

С 1 февраля большинство регионов Италии частично сняли ограничения на работу культурных учреждений, действовавшие в период пандемии. Теперь итальянцы и туристы могут по будням (с соблюдением всех соответствующих мер) посещать музеи, галереи и архитектурные парки. В «оранжевой зоне» по-прежнему находятся Сардиния, Сицилия, Апулия, Умбрия и Больцано.

Венецианский карнавал. История и современность

Первое официально задокументированное проведение карнавала как государственного праздника Венецианской республики датировано 1296-м годом. С тех пор в течение столетий городские шествия с масками и костюмами проходили на протяжении 6 недель до Пепельной среды (следующий день после Жирного вторника). Венецианский карнавал отличался от ряда аналогичных городских праздников Италии тем, что главная роль в нем отводилась маске. Жители республики святого Марка, разделенные сословными и имущественными преградами, в период карнавала получали возможность, скрыв свои личности под масками, отринуть обычные социальные условности. В пестрой толпе, где никто друг друга не узнавал, исчезали пол, возраст, иерархические, национальные и профессиональные различия. Единым для всех обращением становилась фраза Buongiorno signora maschera! (Здравствуйте, маска!). Количество и разнообразие масок привело к тому, что в 1436 году их изготовление официально признали самостоятельной профессией.

С течением времени, маска и институт инкогнито, прочно вошла в различные сферы венецианской жизни. Вплоть до того, что власти вынуждены были накладывать ограничения на сокрытие личности. Так как ношение масок облегчало совершение преступлений (и их последующее нераскрытие), ещё в 1339 венецианцам отказали в праве передвигаться в масках по городу в ночное время. В театрах замужние женщины обязаны были носить маски (статут 1776 года), но запрещалось «маскированное» посещение церквей и монастырей, дабы исключить нарушения гендерных социальных пересечений. Запрещалось ношение масок проститутками и при посещении игорных домов. Своеобразным символом Риальто стала знаменитая «баута»: костюм, состоящий из маски, полностью скрывающей лицо, но в силу особой конструкции, позволявшей есть и пить, широкого плаща и треуголки. Бауту носили как женщины, так и мужчины.

«Золотой век» карнавала приходится на XVIII век, когда традиция пользуется международной славой: шествия и театральные представления достигают в этот период небывалой роскоши и размаха. На самом деле, история венецианского карнавала на долго прервалась вместе с падением самой Республики в 1797 году. Последующие французская и австрийская оккупация Венеции не способствовали возрождению традиции. В уменьшенном виде, карнавал в XIX веке сохранился только на островах Мурано и Бурано. Его современная история началась лишь в 1979 году, когда по инициативе некоторых культурных учреждений и населения, средневековый праздник вновь стал проводиться ежегодно и на Риальто, став главным туристическим брендом города.

С 1999 года в рамках карнавала, который до нынешнего года собирал на улицах и каналах Венеции до полутора миллионов человек вместе с туристами, проводится старинный фестиваль Festa delle Marie, корнями уходящий в праздник спасения 12 невест от истрийских пиратов. Сейчас он сочетает элементы реконструкции и конкурса красоты. 12 самых красивых девушек (12 Марий), предварительно отобранных голосованием, в сопровождении процессии следуют до площади Сан-Марко, где происходит выбор победительницы – Мария года, которую чествуют и щедро награждают.

С 2011 года Фестиваль Марий соединился с ещё одним карнавальным обрядом: так называемым Полетом ангела. Победившая Мария получает право спуститься на тросе, натянутом под углом от Колокольни Святого Марка до пристани Пьяцетта. До 2001 года на тросе спускали куклу.