У новой поэтической премии появился первый лауреат

19 февр. 2021 г. в 10:00
1541
 
У новой поэтической премии появился первый лауреат

Премия называется «Вавилон». Ее основали пять создателей поэтического проекта «Вавилон» – поэты Станислав Львовский и Вадим Калинин, литературтрегеры Дмитрий Кузьмин и Данила Давыдов, а также литературовед и культуролог Илья Кукулин. Проект существует с 1989 года и включает одноименный альманах, сетевую библиотеку современной литературы, а теперь еще и премию. Ее цель – поиск «живых и развивающихся поэтических языков». Награду будут получать «авторы с наиболее самостоятельной художественной индивидуальностью, выражающие свое время особым неповторимым способом».

Награда премии «Вавилон» невелика: победителю обещан персональный сайт и 13 тысяч рублей. На вопрос: «Почему 13 тысяч?», основатели премии отвечают так:

«Число 13 символично для «Вавилона». 13 февраля 1989 года основан проект «Вавилон». А 13 февраля 2021 учреждена премия. Эта дата фигурирует в одном из стихотворений Пауля Целана (немецкоязычный поэт и переводчик, в 1969 году номинирован на Нобелевскую премию по литературе – ZN). Она же оказалась в эссе Жака Деррида (французский философ и теоретик литературы, создатель концепции деконструкции – ZN), посвященного Целану: «Упоминание 13 февраля составляет часть того, что произошло в этот день, только лишь часть». И ее «Вавилон» избрал своим девизом.

Первым обладателем премии «Вавилон» стала Лида Юсупова, русская поэтесса родом из Петрозаводска, ныне живущая в Канаде и Белизе. У победительницы вышли четыре книги стихов, последний – сборник «Приговоры» издан «Новым литературным обозрением». Основа стихов, вошедших в сборник реальные уголовные дела, убийства и бытовое насилие. Стихи построены, а точнее, деконструированы – по Деррида, по одинаковой схеме: в начале перечислены слова, чаще всего встречающиеся в протоколах, например, слово «лицо». Лицо – это и потерпевший, и преступник, и свидетель. На лице видны следы преступления и пр. За перечнем слов идет фрагмент из приговора, который зачитывают перед оглашением наказания. Чаще всего – это описание преступления, места, где оно было совершено, или жертвы в подробностях.

Каждый из пяти членов жюри обосновал принятое решение. По мнению Данилы Давыдова, «Юсупова является одной из центральных фигур сразу в двух важных для сегодняшней русской поэзии трендах – документальном письме и феминистской оптике, но в обоих случаях стоит особняком». Станислав Львовский отметил работу, которую «Юсупова проводит с языком российских бюрократических инстанций, взламывая его изнутри». Илья Кукулин приветствовал поэзию Юсуповой как сосредоточенную на вопросах памяти и понимания, Вадим Калинин – как удерживающую жизнелюбие во всех своих проявлениях. Наконец, Дмитрий Кузьмин подчеркнул, что Юсупова на протяжении четверти века во всех своих очень разных книгах сохраняет общее ядро индивидуальной поэтики.

О вкусах не спорят, особенно когда речь идет о литературных пристрастиях. И тем более, если оппоненты – учредители, и они же – члены жюри.